Донбасс: погибшие дети и могилы неопознанных солдат

Война на Донбассе длится уже почти год. Ежедневно четырехмиллионный регион подвергается обстрелам из тяжелой артиллерии, а число жертв неумолимо растет. Каждый день кто-то теряет своих близких, дети становятся сиротами, а цинковые гробы с молодыми ребятами приходят во все уголки Украины. Впрочем, до сих пор точно не известно, сколько жизней унесли бои. Зачастую официальные  и  неофициальные данные сильно отличаются.

Мирные жители

За время вооруженного противостояния в Донбассе, с апреля прошлого года, по данным ООН, погибло более 5 300 мирных жителей. Возможно, цифра может быть больше, ведь организация оперирует фактами официально подтвержденных смертей, без учета не попавших в статистику погибших граждан. Подсчитать и назвать точную цифру не могут ни врачи, ни волонтеры, работающие с жителями региона.

«Такую статистику ведут только военные волонтеры, которые занимаются освобождением заложником или получением тел погибших – но это все связано только с военнослужащими. По мирным жителям точных цифр нет и, скорее всего, никогда уже не будет», – рассказали донецкие волонтеры.

Трагедия в донецкой школе №63. Снаряд убил двоих детей – 8-классника и 18-летнего выпускника.
Фото: А.Уманец, «Сегодня»

Министерство иностранных дел Украины приводит данные по погибшим мирным жителям с сентября по январь. «С момента подписания Минских договоренностей погибло больше 150 мирных граждан», – заявили в МИДе.

«Учитывая то, какие идут бои на Донбассе, это еще удивительно, что погибло пять тысяч человек – цифра мала… Это может показаться циничным, но если вспомнить войну в Чечне, то там погибших было на порядок больше, – рассказал Сегодня.ua житель Донецка Константин. – Те, кто сейчас, к сожалению, на территории так называемой «ДНР» предоставлены сами себе. Удивительно, что вообще подсчитали хотя бы приблизительно количество жертв среди мирного населения».

Похороны ребенка в Мариуполе. Фото: Б. Россинский

Если весной и летом количество погибших под артиллерийскими обстрелами граждан исчислялось единицами в неделю, то сейчас счет идет уже на десятки. Например, за прошедший год в ночь с 27 на 28 августа обстрелу подверглись три района Донецка. Тогда коммунальные службы заявили, что в результате артобстрелов погибли 16 мирных жителей, еще 22 человека получили ранения. А 1 октября, когда местные школы все-таки решили открыть свои двери для учеников и прозвенел первый звонок, обстрелу подвергся Киевский район Донецка. В пяти метрах от школы №57 и рядом с остановкой транспорта по Киевскому проспекту упали и взорвались снаряды реактивной артиллерии. В результате обстрела погибли десять человек, в том числе один ребенок, еще восемь получили тяжелые ранения.

«Война идет не в чистом поле, а в жилых кварталах. Кто-то банально не ожидал «прилета» в свой дом, кто-то из любопытства высунулся из окна поснимать на видео, как идет перестрелка, а кто-то просто не успел убежать от осколков снарядов.

«Люди гибнут беспричинно и страшно! Немыслимо – в 21-м веке в центре Европы от кусков летающего железа погибают дети!» – со слезами говорит дончанка Елизавета Краскова. Врачи областной травматологии рассказывают о том, что уже начали забывать, когда у них были пациенты с другими травмами, а не только с осколочными ранениями различной степени тяжести и травматическими ампутациями конечностей. «Мы не можем вести подсчет, кто попал на операционный стол – мирный житель или военнослужащий, у нас другие заботы!» – заявили в «травме».

В Донецке снаряд попал в очередь за гуманитарной помощью. 30 января 2015 года. Фото: А. Уманец

Похороны мирных жертв военного обстрела проводятся на всех кладбищах Донецка, которые функционируют по сей день, кроме Щегловского и «15-й участок», которые расположены в наиболее обстреливаемых районах Донецка. Неопознанных захоронений мирных жителей, по данным волонтеров, на территории города не выявлено.

Военные

Точные потери украинских вооруженных сил на сегодняшний день также установить невозможно. Есть официальная статистика, которую ведет отдельно каждое силовое ведомство – вооруженные силы, МВД (куда входят не только погибшие в зоне военного конфликта милиционеры, но и бойцы многих добровольческих батальонов), пограничники, СБУ.

В последней беседе с «Сегодня.ua» и.о. спикера Генштаба Владислав Селезнев называл общую цифру погибших военных с начала операции на Донбассе – 1029 человек. На данный момент их число, увы, вероятнее всего, увеличилось – под Дебальцево идут ожесточенные бои. В целом в Генштабе признают, что потери наших военных за последний месяц резко возросли – в среднем, в день гибнет около девяти бойцов.

В конце минувшего года глава МВД Арсен Аваков обнародовал у себя в «Фейсбуке» документы, из которых следовало, что в его ведомстве война унесла жизни 68 сотрудников МВД и 66 бойцов Нацгвардии, 90 человек числились пропавшими без вести. Более 60 человек официально признаны погибшими в Госпогранслужбе, говорил ранее руководитель ведомства Виктор Назаренко.

«Эти цифры – лишь те, кто был обнаружен и идентифицирован, – говорит нам собеседник в одном из силовых ведомств, – много людей до сих пор числится пропавшими без вести, есть и те, чьи останки были найдены, но до сих пор так и не идентифицированы». Сложности, по его словам, и с подсчетом потерь у отдельных добровольческих формирований, скажем, у того же «Правого сектора» – точные потери могут знать только командиры.

Все эти люди в официальную статистику не попадают, их отыскивают и привозят волонтеры. Например, Донецкий аэропорт. Как сообщил журналистам руководитель Центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимир Рубан, на минувшей неделе ими было доставлено в Днепропетровск тела 58 наших ребят, погибших в аэропорту (официально Минобороны называло цифру в 6 человек). И это далеко не все – некоторых так и не удалось извлечь пока из-под завалов. «Общая картина – ужасная. Но пока мы не извлекли из-под завалов всех военных, на сегодняшний день назвать точное количество потерь в донецком аэропорту – невозможно», – сказал Рубан.

«Мы каждый день здесь привозим останки», – признает в интервью «Громадському» и замруководителя Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан, добавляя, что в Киеве не обращают особо внимания на цифру потерь, «относятся как к статистике».

Донецкий аэропорт. Под завалами до сих пор остаются тела погибших «киборгов». Фото: AFP

«Ситуация на фронте такова, что работать невозможно! – пишет в «Фейсбуке» Виктория Симкина, волонтер гуманитарной миссии «Черный Тюльпан», занимающейся поиском погибших и пропавших без вести солдат. – Из-за постоянных боевых действий ребятам не дают «коридор», потому приходится заниматься не столько поиском, сколько вывозом наших погибших из неспокойных зон. Всего вывезено 18 человек».

Напомним, что до конца не известно число погибших в «Иловайском котле». Возможно, одна из самых страшных военных трагедий Украины пока так официально и не расследована. Комбат «Донбасса» Семен Семенченко заявил летом на пресс-конференции, что количество жертв среди военных там превышает тысячу человек. Официально Генпрокуратура назвала число «минимум в 200 человек».

«Есть братские могилы, те, о которых знают местные жители, но не знают пока волонтеры или поисковики. К сожалению, нам еще предстоит их найти. Так на любой войне – захоронения солдат Великой Отечественной ведь обнаруживают и по сей день», – резюмирует наш собеседник в одном из силовых ведомств.

В «Иловайском котле» погибли сотни украинских военных. Фото: ukropnews.com

Могилы неопознанных солдат

В Днепропетровске продолжают хоронить погибших в зоне боевых действий.  На Краснопольском кладбище, где первый заместитель городского головы Вадим Шебанов обещал открыть Аллею героев – могилы неопознанных солдат. На крестах сейчас погребальные венки, раскопано сотни могил для неопознанных бойцов.

Могилы неопознаных солдат. Фото: А.Никтитин

«В последнее время неопознанных солдат не привозили. Последних из погибших захоронили поздней осенью. Хоронят лишь тех, чьи имена известны. Двух солдат привезли четыре дня назад. Тех, кого опознали, перезахоронили», – рассказал корреспонденту Сегодня.ua работник Краснопольского кладбища.

На кладбище раскопано сотни могил. Фото: А.Никитин

По данным ОГА, всего с начала проведения военной операции в днепропетровские морги поступило 470 тел военнослужащих, из них – около 200, личности которых невозможно идентифицировать визуально. 136 неопознанных тел было захоронено на Краснопольском кладбище Днепропетровска в течение сентября – ноября 2014 года.

«После захоронения, благодаря проведению экспертизы ДНК, были установлены личности 16 военнослужащих ВСУ и батальонов МВД. 14 тел родственники приняли решение перезахоронить – в Полтаве, Ровно, Луцке, Николаеве, Ивано-Франковске, Хмельницкой области, Харькове, Черновцах и других городах Украины. Известно, что родственники одного бойца приняли решение не производить перезахоронение, поскольку они, как временные переселенцы из Луганской области, на данный момент проживают в Харькове», – рассказала «Комментариям» директор департамента взаимодействия с правоохранительными органами, гражданской защиты и оборонной работы облгосадминистрации Ирина Федорчук.

Память

Увековечивание памяти жертв страшного военного противостояния на Донбассе – то, что Украине еще предстоит пройти.

Пока все эти данные – от военных, от чиновников, от медиков, от международных организаций, от волонтеров – разрозненная цифирь, с разбросом в несколько тысяч (!) человек. Объединить их и систематизировать – огромная работа, которой пока ни на государственном уровне, ни на уровне благотворительных организаций в нашей стране не занимается никто.

Однако международный опыт знает примеры, когда кропотливый труд историков и волонтеров позволил создать мемориалы, увековечивавшие память каждого погибшего. Самый яркий пример – иерусалимский музей «Яд-ва-Шем», память и имя, в переводе с иврита. В его «Зале имен» собраны имена и биографические данные всех жертв Холокоста, причем, сбор этой информации продолжается и по сей день.

Есть в Музее и отдельный «Детский мемориал» – выдолбленная в скале пещера, являющаяся памятником полутора миллионам еврейских детей, уничтоженных во время Катастрофы. Имена детей, возраст и место рождения звучат под сводами мемориала, сопровождая каждого, кто входит сюда почтить их память.

Если говорить о сугубо военных памятниках, то можно вспомнить вашингтонский Мемориал ветеранов Вьетнама – 75-метровая гранитная стена, где в алфавитном порядке высечены имена всех американских военнослужащих – погибших или пропавших без вести в Юго-Восточной Азии в 1957-1975 гг.

Примечательно, кстати, что этот монумент стоимостью в 8,4 млн долларов был возведен без государственной помощи – на пожертвования ветеранов, рядовых граждан и представителей бизнеса.

Гранитные плиты отполированы таким образом, что каждый, подходящий к списку имен, видит в них свое отражение.

Кроме непосредственно памятников и музеев существуют и проекты, которые занимаются сбором баз данных о жертвах исторических трагедий. Так, скажем, российские правозащитники из «Мемориала» собирают такую информацию по всем жертвам Массовых репрессий 30-х. Там не только имена, фамилии, краткие биографические сведения, там есть и адреса. И, скажем, каждый москвич может найти в этой базе и адрес своей квартиры, из которой, возможно, в страшные годы «ежовщины» забрал кого-то «черный воронок»…

Источник: segodnya.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *