Столичные власти ищут пути трудоустройства врачей, которых уволили в ходе реформы столичного здравоохранения. Ранее им уже советовали найти работу в других регионах или переквалифицироваться по более востребованным специальностям. Последняя идея мэрии еще радикальнее: медикам предлагают вовсе уйти из профессии. Как заявил исполняющий обязанности главы департамента труда и занятости Вадим Кудряшов, власти готовы помочь врачам обучиться чему-то еще, кроме медицины, например, освоить азы предпринимательства.
По мнению чиновника, медиков могут заинтересовать такие специальности как логистика, сметное дело, кадровый менеджмент, психология социального работника, ландшафтный дизайн. В столичной службе занятости безработным медикам готовы предложить 114 профессий и специальностей, программа переподготовки на которые (в отличие от двухлетней ординатуры) занимает всего 14,5 недели. МедНовости выясняли, что думают о предложении уйти из профессии сами увольняемые врачи и эксперты.
О смене профессии
Римма Анчипаловская, врач-гинеколог Диагностического клинического центра №1
Эти предложения не для меня. Я всегда хотела быть врачом, и была им. Потрачено девять лет (6+1+2) на то, чтобы выучиться. Отработано 28 лет (из них 21 год в диагностике). И теперь, когда в профессиональном плане я достигла хорошего уровня, меня сокращают. Для того, чтобы не умереть с голоду у меня есть небольшая подработка в частной клинике. А специальность «ландшафтный дизайнер» – это то, что можно было при желании получить и раньше, неработающие дамы из общих знакомых уже все эту специальность имеют. Я не бизнесвумен, и это меня тоже не привлекает. И даже врачом общей практики я быть не могу, у меня основная специальность акушерство и гинекология, а последние сертификаты – по УЗ-диагностике.
И еще у меня есть профессиональный вопрос: у нас сокращают 18 врачей из 24, остается аппаратура, она же сама работать не умеет, кто будет на нашем месте? Кого-то ведь наймут. «Придут честолюбивые дублеры, дай Бог им лучше нашего сыграть»…
Наталья Ленская, заведующий отделением терапии ГКБ № 79
Я отработала в практической медицине 37 лет, 30 заведовала отделением. И я понимаю, что выбранная мной профессия очень востребована, мы нужны людям. А вот куда пойдут «переученные» специалисты, никто не понимает. В том числе и власти, которые, столкнувшись с протестом против сокращений, начали лихорадочно искать какие-то лазейки, чтобы показать, что они нас не бросают. Но мы же не крепостные крестьяне, чтобы из нас сегодня сделать пахарей, завтра рыболовов.
Люди, которые проработали много лет, набрались опыта, имеют квалификацию и несколько специальностей, с удовольствием пошли бы учиться дальше, если бы это было нужно для пользы пациентов, профессионального роста. Но почему-то, когда в Москву поставили дорогостоящее оборудование, никого не обучили на нем работать. Чтобы врач стал специалистом по МРТ, он должен иметь образование рентгенолога – это 2 года ординатуры и плюс полгода специальной подготовки. Но можно было организовать обучение в вечернее время, без отрыва от работы. А сейчас, особенно на периферии оборудование стоит, а специалистов нет. И один врач, который понимает в этом деле, бегает на три-четыре больницы.
Ольга Демичева, эндокринолог ГКБ №11
Нас пока не увольняют: мы добились отзыва всех уведомлений о сокращении в нашей 11-й больнице. Но я не знаю никого среди моих коллег, в том числе, из других клиник, кто заинтересовался бы этим предложением властей. Считаю это очередным оскорблением медицинских работников. Думаю, чиновникам самим пора переквалифицироваться в садовники.
Артем П., уролог
Кадровый менеджмент и сметное дело – это как раз то, ради чего я учился в лучшем медицинском вузе страны. Тот, кто понял, что в свое время ошибся дверью, и лечить людей – это не его, давно уже сам ушел из медицины. Как минимум, из бюджетной. Здесь нет ничего, за что можно было бы держаться – ни престижа, ни денег. Остались те, для кого медицина – это призвание, а клятва Гиппократа не пустые слова.
Ирина С., терапевт
На овладение новой специальностью уходит не меньше 6-7 лет. Если врач молод, можно еще согласиться. Но не в 35 и позже, когда ты уже состоявшийся квалифицированный специалист. Бросить коту под хвост потраченные на приобретение специальности годы? Предложите лучше мэрии переучить ее чиновников на людей.
О медицинском бизнесе
Любовь Фролова, врач психотерапевт ГБУЗ ГП 115 (филиал 1)
Нужно изменить правила лицензирования. Давать лицензию врачу, а не помещению где он собирается работать. Таким образом разовьем малое предпринимательство в медицинской сфере. По профессии я врач-психотерапевт, сейчас меня сокращают из 115 АПЦ (амбулаторно-поликлинический центр), но пациенты просят продолжать их лечить. Поэтому мне и нужна индивидуальная лицензия, тем более, что мне не нужно особых условий для работы.
Дмитрий К., врач скорой помощи
Я в начале 90-х был одним из первых, кто поставлял медикаменты в России, и что такое отечественный бизнес знаю не понаслышке. Страна одна из самых коррумпированных, никакой конкуренции у нас нет. При этом, никого из медиков не обучали ни маркетингу, ни менеджменту, даже теоретическим основам. Обещанная мэрией «поддержка бизнеса» для человека, всю жизнь проработавшего в бюджетной сфере это, мягко говоря, профанация. Хотя, не сомневаюсь, что на его «переобучение» из бюджета спишут много-много денег.
Мнение экспертов
Председатель Общества офтальмологов России, экс-гендиректор МНТК «Микрохирургия глаза», профессор РНИМУ им. Пирогова Христо Тахчиди
Еще совсем недавно на самом высоком уровне очень громко говорили о том, что в стране дефицит врачей. И терять на этом фоне кадры – не самый разумный вариант. Если сейчас врачи уйдут из медицины, вернуться потом в специальность смогут немногие. К сожалению, это тяжелая, низкооплачиваемая и, в сущности, мало чем привлекательная работа. Кроме долга, который испокон веков сидит в каждом враче. Особенно в пожилом, за плечами которого много лет работы. Это чувство долга и обязательства перед пациентами еще держит в медицине достаточное количество людей. Нельзя так распыляться нашим кадровым ресурсом. В стране уже есть опыт закрытия ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) в регионах из-за якобы низкой квалификации фельдшеров. И сейчас там в радиусе 50-100 километров нет вообще никакой медпомощи. Поэтому я бы всем этим очень аккуратно занимался. От того что сократят врачей, больных меньше не станет, их станет больше.
Декан факультета управления крупными городами Международного университета в Москве, доктор экономических наук Ирина Рукина
Городская реформа здравоохранения проводится абсолютно неграмотно с точки зрения управления. Я готова согласиться с тем, что в Москве избыточное количество стационарных коек, и они не очень отвечают современным требованием. При этом, избыток коек не означает избыток специалистов, которые нужны городу. Сама идея о том, что лечение должно быть максимально приближена к дому, правильная. Но для этого при поликлиниках должны быть полноценные дневные стационары. Начинать реформу следовало с создания условий для лечения пациентов в поликлиниках, а затем мотивировать переходить туда врачей из стационаров, которые часто имеют более высокую квалификацию, чем их коллеги в поликлиниках.
А трудоустраивать квалифицированных врачей на какие-то другие специальности – это безумие. И для меня абсолютно непонятно, как можно так нерационально использовать подготовленный человеческий капитал.
Председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА», член Совета общественных организаций по защите прав пациентов Людмила Кондрашова
На образование тех, кого сейчас увольняют, государство тратило средства. Прибрести профессию врача крайне трудно. Вырастить специалиста-медика долго и дорого. А сейчас такому специалисту, который уже получил опыт, умеет работать с пациентом и может разобраться в сложных случаях, предлагают «переквалифицироваться». Я считаю подобное предложение верхом идиотизма – это выкинутые на помойку финансовые и человеческие ресурсы. И меня удивляет, как власти не понимают, что узких специалистов у нас на самом деле катастрофически мало. Ну не может врач общего профиля работать со сложными, нестандартными пациентами. А нехваткаучастковых врачейэто недоработка не эндокринологов и гинекологов, а городских управленцев.
Ирина Резник
Источник: medportal.ru