SWIFT и РФ: политические спекуляции Запада и реальность

Еще с осени прошлого года в солидных западных СМИ, в высказываниях различных персон довольно высокого ранга появились антироссийские угрозы коммутационного характера. Когда эффект от секторальных санкций не оправдал политических надежд — как ранее их не оправдали декоративные персональные запреты — началась генерация других дискриминационных идей. Трудно сказать, кто первым упомянул желательность/возможность/необходимость отключения российских банков от системы SWIFT. Еще до резолюции Европарламента с данным пунктом оно формулировалось на уровне всезнающих экспертов. За последние полгода отмены SWIFT для РФ кто только не требовал. Начиная от экс-президента Польши и заканчивая действующим премьер-министром Великобритании.

Логика свифтозапретительства проста. Есть некая система, как-то связанная с электронным банкингом, где-то с денежными переводами и местами с финансами. Если российские банки не смогут ею пользоваться, то России станет плохо. А остальной мир (цивилизованный и весь) ничего скверного не почувствует. Зато Россия заплатит еще более высокую цену за собственную независимую политику, приблизится к экономическому коллапсу, осознает, обнищает и т.д. и т.п.

Примечательно, что все угрозы блокировки означенной системы для отдельной страны исходили и исходят от людей/организаций, никоим образом не связанных с международными финансами и межбанковскими переводами. То есть их высказывают дилетанты различной степени антироссийской упертости. Если поинтересоваться у евродепутатов, у Л. Валенсы или у Д. Кэмерона «Что такое SWIFT?», вероятность адекватного ответа сомнительна. Скорее всего он прозвучит так: «Это такая штука, от которой надо отключить Россию ради блага всего мира!».

SWIFT есть аббревиатурное название Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication. Так именуется Всемирное сообщество межбанковских финансовых телекоммуникаций. Это добровольное, некоммерческое и неправительственное общество, созданное на кооперативных началах. С целью упрощения и облегчения межбанковских платежей. Оно учреждено еще в 1973 году и ныне объединяет почти 10.000 банков из 209 стран мира. То есть в нем участвуют практически все банки из всех государств планеты, включая Швейцарию, США, Ватикан и острова Кирибати. В среднем ежедневно система осуществляет миллион транзакций. Деятельность SWIFT подчиняется бельгийскому законодательству, именно в этой стране находится штаб-квартира организации и основные сервера.

Каждый банк в системе SWIFT обладает уникальным кодом. Для перевода денежных средств отправителю достаточно знать этот код и реквизиты конкретного банковского счета. Система сама выберет оптимальный маршрут и курсовые показатели — если необходимо произвести конвертацию валют. Цепочка перевода может состоять из нескольких участков, каждый из которых можно проверить и сравнить с иным маршрутом. Само же перечисление выполняется быстро, удобно и надежно. Над этим работают 2.000 сотрудников компании — так что услуги SWIFT отнюдь не бесплатны. Но успев «застолбить поляну» международных банковских переводов одной из первых, организация удерживает скромные расценки. Получая ощутимую прибыль за счет огромной клиентской базы и устоявшегося реноме.

SWIFT является внешним информационным сервисом при осуществлении межбанковской деятельности. Самым крупным, но не единственным. SWIFT не заменяет и не может заменить саму систему финансовых переводов. Он позволяет легко и быстро ею пользоваться. Напрашивается аналогия между телетайпом и телефоном — информацию можно получать на узкой бумажной ленте с пропечатанными символами-буквами. Но поднести к уху телефонную трубку и выслушать далекого собеседника удобнее и проще.

Внутри страны (любой страны) подобная система не особо востребована. Все платежи идут в национальной валюте и получатель в подавляющем большинстве случаев хорошо известен. При отправке денег за границу SWIFT действительно необходим. Недаром клиентами системы являются свыше 600 российских банков (кстати, третий по численности сегмент после американских и европейских финансовых институтов). Угрозы по их отключению от данного сервиса действенны только на словах. На деле ситуация иная:

— Крупнейшие российские банки обладают развитой сетью зарубежных филиалов. Часто со смешанным капиталом и с регистрацией вне юрисдикции РФ. Отключить эти организации от SWIFT возможно лишь по каждому отдельному эпизоду и после длительных судебных разбирательств. Собственно, Внешторгбанк или «дочки» Сбербанка и сейчас выполняют свифтопереводы для мелких российских банков, не участвующих в бельгийском кооперативе. По причине эпизодичности либо незначительности международных переводов в собственной финансовой деятельности. Совершенно неясно, как можно ограничить доступность к SWIFT банкам без участия российского капитала — но действующим в российских интересах.

— Товарооборот РФ со странами, не участвующими в антироссийских санкциях, достаточно велик и имеет тенденцию к росту. При обоюдном политическом желании к сотрудничеству обойти коммуникационные рогатки нетрудно. Препоны по отношению к китайским, индийским, бразильским, турецким и прочим банкам потребуют полной перекройки схем международного банкинга. Кто этим будет заниматься? Бывший электрик в ранге экс-президента Польши?

— За каждым финансовым траншем стоит поставка товара или услуги. Отсечка России от сервиса SWIFT усложняет взаиморасчеты за те же энергоносители или другие критично важные товары. Кои составляют треть в энергобалансе всего ЕС и от 80 до 100 % в семи странах Евросоюза. Получается, что в санкционном запале европолитики ставят телегу впереди лошади.

Потому что сначала следует принять волевое решение померзнуть без российского газа и нефти, отправить собственные заводы в отпуск без металлопроката или древесины, без сборок для АЭС в ЕС. Так как логистика таких поставок усложнится (но не станет невозможной!). И только потом появится смысл вводить санкции на межбанковские коммуникации.

— Руководство бельгийского сервиса дорожит своим независимым имиджем. За всю историю существования SWIFT имеется единственный прецедент отключения страны от этой системы — сия участь постигла Иран в 2010 году. Имея вердикт международного сообщества и Совета Безопасности ООН, на основе обвинений в нарушении режима нераспространения ядерного оружия, на фундаменте уже введенного торгового эмбарго по отношению к исламской республике, удалось убедить владельцев SWIFT ограничить доступ иранских банков к своей системе. Экономические сложности Тегерана от данного шага если и возросли, то малозаметным образом. Куда более очевидно сожаление руководства коммуникационного сервиса собственным участием в политических игрищах. Такие государства из западного «списка зла», как Сирия, КНДР или Южный Судан, доступ к SWIFT сохраняют. Не смотря на сомнительный демократизм их правящих режимов и регулярные вашингтонские призывы «Тащить и не пущать».

— В России разработана своя система межбанковских коммуникаций, аналогичная бельгийской. Как и собственная НСПК (Национальная Система Платежных Карт). Примечательно, что такие монстры международного банкинга, как VISA и MasterCard, уже изъявили готовность сотрудничать с российской НСПК. При этом возможности западного давления на руководство MasterCard и VISA весьма значительны — хотя бы по причине их американской юрисдикции. Разумеется, Виза и Мастеркард могут покинуть российский рынок финансовых услуг — лучшего подарка китайской Union Pay трудно придумать. Суммарный объем операций российских клиентов VISA и MasterCard измеряется сотнями миллиардов долларов. Как говорилось в известном остросюжетном фильме, «Такими деньгами не рискуют». Объемы переводов с участием российского сегмента SWIFT существенно больше, чем у MasterCard и VISA, вместе взятых.

Рассуждения об отключении России от системы SWIFT носят спекулятивный характер и оглашаются с целью набора политических очков. Их авторы еще ни разу не удосужились обратиться в штаб-квартиру коммуникационной организации со своей запретительной инициативой. Вся риторика обращена во внешнее информационное поле. В чем-то она похожа на призывы украинского руководства усугубить антироссийские санкции. РФ остается для Украины крупнейшим торговым партнером — ущерб для России украинскую экономику попросту убивает. Девальвация рубля привела к усыханию переводов от миллионов «заробитчан», недостаток финансов в российском бюджете означает меньший объем закупок на Украине, киевское увлечение экспортными запретами уничтожает собственную промышленность.

Один из афоризмов сэра Дж. Свифта (высказанный автором «Путешествий Гулливера» еще три века назад) сформулирован так:

«Настойчиво добиваясь какой-либо цели, она представляется нам исключительно в положительном свете…но после достижения результата в глаза бросаются лишь отрицательные стороны нашего предприятия…»

Бесперспективность попыток отключения России от SWIFT бросается в глаза еще до первых практических шагов по их воплощению. Разговоры на эту вожделенную тему будут продолжены. Чем меньше профессионализма и полномочий у ораторов, тем решительнее будут их запретительные призывы. Языком молоть — не мешками ворочать. Будь то мешки с зерном или с купюрами.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *