Страна бессмысленной борьбы с коррупцией

Россия гудит вокруг очередного коррупционного скандала, который СМИ уже называют самым громким коррупционным скандалом последнего времени. 4 марта Басманный суд Москвы арестовал губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Под конвоем он этапирован в Лефортово, а дома, в офисе, на дачах и прочих резиденциях проводят обыски.Было изъято наличных денег в разных валютах почти  полвагона по объему – на сумму около миллиарда рублей,  800 единиц дорогостоящих ювелирных изделий, среди которых публику особо завела коллекционная пишущая ручка, инкрустированная бриллиантами и стоимостью 36 миллионов рублей. В общем и целом посыл публике понятен: в стране идет масштабная борьба с коррупцией и одного такого-сякого коррупционера повязали. Однако, спешим заверить борцов с коррупционерами: коррупция в России – это меньшее из возможных зол. Оно известно ещё со времен Романовых.

Смысл работы любого чиновника в административной системе типа россиянской,  эдакий присмотр за всем, чтобы все проходило под неусыпным оком государства, чтобы без санкции государства не происходило ничего. Выражается это в том, чтобы что-то разрешать, или не разрешать, визировать, лицензировать и так далее. Представим гипотетическую ситуацию, что к губернатору региона приходят просители и просит дать разрешение на строительство рыбокомбината, например. Чиновник не против бы поставить подпись, но как не совсем глупый и дорожащий своим креслом человек он быстро просчитывает вероятное развитие событий: сегодня я поставлю подпись под разрешением, а завтра конкуренты на его табуретку наймут каких-нибудь экологов, орнитологов, энтомологов и они набегут на стройплощадку и будут орать, что рыбокомбинат вредит экологии, птицам, жукам и все это будет ретранслировать федеральная или даже мировая пресса, в зависимости от связей конкурентов. Или ещё вариант, послезавтра в кабинет явятся местные военные, которых на их взгляд обделили баблом, и заявят, что здание рыбокомбината каким-то образом сильно мешает работе их важного радара. Потом прибегут энергетики и скажут, что из-за работы комбината у них падает частота на ЛЭП. И так далее и тому подобное – толпы недовольных будут сидеть под кабинетом и попутно строчить телеги в Москву. В конечном итоге одна из жалоб  дойдет до нужного кабинета, наверху примут решение стройку свернуть, а виноватым за все назначат чиновника, который строить рыбокомбинат разрешил. Вот и спрашивается – а зачем нужен этот геморрой, когда просителя просто можно отфутболить под тем или иным предлогом?

Выбор у чиновника не сильно большой. Варианта всего три. Вариант первый – чиновник утверждает разрешение на инициативу просителя, подставляет голову под топор и в конечном итоге её теряет. Не за рыбокомбинат его снимут, так за что-то другое. Непреложный закон российской бюрократии гласит – инициатива наказуема. Вариант второй мы уже объяснили выше – чиновник просто стопорит стройку или иную затею. Ещё со времен Петра I честные российские чиновники  так и поступают. Все намертво стоит, ничего не движется в подотчетном пространстве этого чиновника, кроме каких-то затей одобренных сверху.  Наверху ситуация точно такая же — честный шеф этого чиновника все стопорит, и так, пока оно не решится на уровне первого лица государства. Как оно понятно, первое лицо физически не в состоянии решать локальные задачи. Если был бы в состоянии, зачем тогда чиновники рангом ниже?

Наконец вариант три —  этот чиновник готов дать разрешение на что-то, но с учетом своих интересов. Он берет взятку, входит в долю, ставит подпись и уже дальше сам разгребает возможные проблемы от инициативы. За это собственно ему деньги или долю в делах и предлагают. Часть каких-то дел двигается, остальное тормозится. Чиновники, действовавшие по первому принципу – во благо государства и во вред себе – изредка в России может и были, но при СССР их, в основном, перестреляли. Время было такое: ошибся с решением – изволь или в ГУЛАГ или к стенке. Сейчас дураков нет терять табуретку. Поэтому, остались либо те, кто денег не берет, но стопорит дело, либо такие как Хорошавин – сами может и гребут под себя, но за мзду не стопорят дело. С другой стороны, люди которые мзду не хотят давать, или нет ресурсов, или нет правильных выходов на правильных людей, идут лесом. То есть, по сути, какие-то дела здесь может в России и двигаются, но 90% стоит. Отсюда в стране  деградация и запустение. Ибо вытаптывается все что не обогащает клан чиновников. Поэтому, с мздоимцами борются.

Однако, надо признать, что все что в России ещё как-то движется, эти самые  10% проектов, смазано этой самой мздой. Система такая. Не будет мзды не будет и этой десятой части реализуемых проектов. Не бороться с коррупцией нельзя, а борьба ещё больше ухудшает ситуацию. Задача первого лица не принимать мелкие решения, а создать эффективную систему понуждающую чиновников работать так как нужно стране. А вот этого в России нет и не предвидится. В частности, на том же Западе во первых ограничивают круг вопросов решаемых чиновником, а  если и наказывают чиновников, то за то, что стопорят работу. Но для этого нужно иметь демократическую систему выборов, свободы, свободную прессу, свободные партии, и много чего ещё. Хотя и там есть свои проблемы.

Чем плоха коррупция и почему коррупционеров все не любят? Коррупция плоха тем, что в обычных странах подрывает экономику, мешая бизнесу и вызывая у человека недоверие к государству. Но Россия, и так повелось ещё с Романовых, страна необычная. Тут все вверх ногами. Если в России случится чудо и пересажают всех коррупционеров до последнего – в стране все встанет. Выгребной сортир у себя на даче человек не сможет поставить, ибо никто не возьмет на себя такую «ответственность» как дача разрешение на строительство такого объекта. А вдруг грунт просядет, хозяин в яму с дерьмом упадет и виноватым окажется тот болван, что дал ему разрешение на строительство. Ну и на хрена оно честному, но дорожащему своим местом чиновнику  надо?  Можно выдумать тысячу причин такого разрешения не давать. Например, если в документах у просителя будет мягкий знак стоять вместо твердого, или не будет ссылки на номер какого-то постановления или ещё чего. Найдут по какой причине отказать, обязательно найдут. Было бы желание. Исходя из этого мы давно говорили и будем повторять: с коррупцией  бороться в России бессмысленно, проблема в системе.

А пока борьба эта, с одной стороны – пуста и бессмысленна: люди просто будут лучше прятать деньги, больше осторожничать. С другой стороны  — борьба с коррупцией, как мы показали выше, в сегодняшней ситуации наносит прямой ущерб стране.  Не знаем, кого там назначат на место Хорошавина, но если выбор падет на «честного» — суть понятий «застой» и «стагнация» будут ощущаться в регионе в ещё большей мере. По сути, замкнутый круг завязанный на дикую систему контроля государством всего и вся. По сути, оно выглядит как оккупационный режим, где за людишками денно и нощно присматривает администрация. И каждый раз это заканчивается деградацией, недовольством населения и в конце концов разгромом государства,  внутреннем или внешнем. В России оно раз за разом повторяют.

Источник: ari.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *