Россия и Европа: недоверие нарастает

Взаимные претензии России и ЕС часто носят виртуальный характер. При этом реальные проблемы давно уже никто не обсуждает. В итоге, если санкции не будут сняты в 2015 году, о взаимной торговле сразу в нескольких областях можно будет забыть на десятилетия.

Москву в поведении Евросоюза больше всего возмущает стремление унизить русских, которым, по российской версии, грешат европейские лидеры. В свою очередь, европейцы возмущены тем, что они называют двуличностью и недоговороспособностью Кремля. В реальности обе стороны живут во многом в выдуманном мире, где партнер наделяется желанием добиться того, о чем он и не думает. В то время как для решения действительно серьезных, а не выдуманных проблем, проще было бы нарисовать дорожную карту и последовательно снимать один спорный вопрос за другим, от самых понятных до таких сложных, как статус Крыма. Может быть, к тому времени, когда добрались бы до вопроса территориальной принадлежности полуострова, удалось бы настолько восстановить доверие, чтобы заговорить на одном языке.

Так каковы же реальные экономические проблемы в отношениях России и ЕС? У каждой стороны есть свой, достаточно обширный список претензий. Например, российский перечень. Москва недовольна тем, что Евросоюз не допускает российских инвесторов в чувствительные сферы разработки высоких технологий. И даже хуже, не позволяет бизнесу из России приобретать крупные компании вовсе. Достаточно вспомнить историю с Opel, которую пытались во время кризиса 2008-2009 годов купить россияне. При этом китайцы смогли приобрести Volvo без особых проблем.

Европейцы дотируют собственных производителей, однако от россиян добиваются «честной конкуренции». Ну а после введения санкций еще и закрыли доступ российским компаниям к кредитным средствам.

Не устраивает россиян и «идеологический» подход со стороны ЕС к внешней политике. «А чего они?» — обижено повторяют не только рядовые россияне, но и политики, когда разговор заходит о присоединении Крыма и вмешательстве во внутренние дела Украины. Сразу вспоминают Косово, Ирак, Ливию и даже Молдавию, поскольку «братская» ей Румыния — член ЕС, а Германия — этот мотор экономики ЕС, была одним из инициаторов подписания соглашения об ассоциации между молдаванами и украинцами.

Последняя проблема в последние месяцы постоянно на слуху. Это требование ЕС к российским нефтегазовым компаниям работать по так называемому «третьему энергопакету», который вынуждает разделить добычу и продажу конечному потребителю энергоносителей, а также демонополизировать рынки. Россия категорически не хочет на это идти, и жертвой этого спора стал проект трубопровода «Южный поток».

Что не устраивает европейцев? В первую очередь, сейчас это, разумеется, Крым. Вторая проблема публично редко даже обсуждается — это несовершенство российского законодательства, которое мешало все эти годы работать европейским инвесторам. Те же немцы признают, что арбитражные суды заработали в России более-менее нормально в последние годы, но в целом ситуация ужасает бизнесменов из ЕС. Просто подсчет «на пальцах» одной из крупных немецких компаний, инвестировавших в Россию, таков: прибыль из-за низкой производительности труда при значительно более низких формальных издержках получается процентов на 20 выше, чем если бы компания строила свой завод в Германии. Но из этих 20% прибыли на взятки и другие неправовые расходы уходит до 15%. Остаются на все 5%, и любая неурядица их часто «съедает» и раньше. Ну а после введения взаимных санкций и говорить о высокой прибыли не приходится.

Чего хотят европейцы? Твердых правил игры и не на один год, а на десятилетие. Разговора о ценностях, в том числе, например, в рамках «Петербургского диалога», от чего Кремль постоянно уходит. Нас не так уж волнует, по каким правилам вы живете у себя дома, но мы имеем дело только с тем, кто публично признает наш «ценностный стандарт», хотя бы потому, что он наиболее подходит для ведения бизнеса, — честно говорят европейцы.

Их также не устраивает постоянный протекционизм России.

И, наконец, отчетливое нежелание Кремля заняться, наконец, малым и средним бизнесом не на словах, а на деле. Ведь европейские предприятия в большинстве своем именно малые и средние. И для них в России сегодня просто нет деловых партнеров. Они десятилетиями привыкали работать на российском рынке, научились этому в массе своей с большим трудом.

А тут, по их мнению, вдруг и совершенно не объяснимо Россия, как говорят немецкие политики, «аннексировала» Крым. В ответ последовали санкции, а затем и российские антисанкции. Они разрушили две главные системы связей — в области продуктов питания и сельского хозяйства и в области высоких технологий и торговли оборудованием. Именно те сферы, где и работал европейский малый и средний бизнес. Теперь он учится жить «без россиян». Как и Россия привыкает жить без европейских продуктов и технологий.

Налаживавшиеся годами связи гибнут на глазах. И если их не «спасти» в 2015 году, они исчезнут без следа. И тогда уже в 2016-м, даже если политики найдут взаимопонимание, экономическое сотрудничество не возобновится. На это потребуется еще лет 20 недоверия. Которое, как мы сегодня убедились, если брать пример развития России после распада СССР, в итоге неизбежно провоцирует конфликт. Так неужели же история отношений россиян и граждан ЕС опять пойдет по кругу?

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *