Партийный кабинет? Почему бы и нет

Фракция КПРФ в Госдуме подготовила законопроект, согласно которому, правительство России должно формироваться по партийному принципу. По мнению зампреда партии Валерия Рашкина, которое излагает ТАСС, должность премьер-министра, его заместителей, а также министерские портфели должны распределяться, «исходя из процента, который партии набрали на выборах в Госдуму».

Почему такая инициатива возникла именно сейчас? Как мне кажется, это связано с той ролью думских партий, в частности, «оппозиционных», которую они сыграли в прошлом году и продолжают играть в событиях вокруг и внутри Украины. Они оказали и продолжают оказывать здесь российской власти множество неоценимых услуг, которые теперь должны быть оценены по достоинству. В том числе, и на системном уровне. Можно не сомневаться, что так считают не только коммунисты – по словам Рашкина, сейчас в Думе ведутся активные консультации на счет того, чтобы законопроект в конечном итоге был выдвинут «не только со стороны депутатов КПРФ».

На первый взгляд, это предложение, будучи реализованным, могло бы несколько раздвинуть узкие рамки нынешней политической системы РФ, превратив ее в некое подобие президентско-парламентской республики. Однако штука в том, что некое подобие президентско-парламентской республики в РФ уже есть. Напомним, что в рамках политики некоторого распыления власти, уж слишком сосредоточенной у нас в одних руках, по предложению Владимира Путина уже было принято решение, согласно которому на должность премьера был назначен глава победившей на выборах партии (в данном случае, «Единой России»), каковым, если кто забыл, числится сейчас Дмитрий Медведев.

Однако это был шаг Путина навстречу своим непосредственным соратникам. Естественно, его позиции от этого не стали слабее. Напротив, они даже получили несколько большую устойчивость. Теперь же во весь голос заявили о своих правах на другие части государственной власти те, кто сами себя определяют как ее «левую опору».

Строго говоря, российские «оппозиционные» парламентские партии в полном смысле этого слова партиями не являются. Они, скорее, похожи на то, что в советские времена называли «активный помощник партии». Что-то вроде пионерии, комсомола, которые тоже не были партиями, но из которых КПСС периодически черпала свой кадровый потенциал. В докризисные времена роль «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР сводилась к аккумулированию протестного электората, удержанию его в рамках существующей системы. Причем если тогда эта роль была понятна только узким специалистам, то в ситуации фактического противостояния с Украиной, когда «помощники партии и правительства» активизировались и на внешнеполитическом направлении, она стала видна невооруженным глазом любому желающему.

Так или иначе, многие из российских системных оппозиционеров теперь требуют за свою активную лояльность, патриотизм и риск, которому они себя временами подвергают, соответствующего вознаграждения. Пойдет ли на это Кремль? Пока об этом можно только гадать, но, теоретически, — почему бы и нет? Ведь от такого шага никто почти ничего не теряет. А власть может получить еще большую поддержку своей внешней и внутренней политики.

В силу малой роли парламента в политической системе современной РФ, даже формально «правящая» «Единая Россия» «руководящей и направляющей» силой, во всяком случае, в советском понимании, не выступает. Возможность роспуска Госдумы президентом, прописанная в ельцинской Конституции, висит над нижней палатой дамокловым мечом и делает ее абсолютно управляемой. Контроль над выборами со стороны исполнительной власти приводит к тому, что в парламент не могут попасть даже мелкие «нарушители спокойствия». Впрочем, даже если бы они там и оказались, большинство в Думе при нынешней системе всегда будет за партией власти, под какими бы именами она не выступала.

Учитывая особенности российской политической системы, прикладной характер всех ветвей власти, кроме президентской, Кремль почти ничего не потерял бы, раздав несколько министерских портфелей «оппозиционерам». Тем более, что даже сейчас, после роста их влияния, благодаря активной роли в украинских событиях, им не придет в голову требовать ключевые посты – например, министра обороны или иностранных дел. Единственная забота в таких условиях — найти достойную синекуру тем министрам, которых отправят в отставку. Впрочем, для этого всегда есть Совет Федерации.

 

Александр Желенин

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *