О нынешнем политическом кризисе в Бразилии

Неделю назад более миллиона бразильцев вышли на улицы ряда городов под лозунгом отставки недавно переизбранного президента страны Д. Руссефф, вынудив ее впоследствии оправдываться и дать обещание усилить борьбу с коррупцией.

Примечательным представляется даже не сам факт проведения демонстрации спустя всего 4 месяца после президентских выборов, где Руссефф одержала пусть не столь убедительную, но все же победу с перевесом в 3 % голосов над своим главным оппонентом – представителем Социал-демократической партии Бразилии (Partido da Social Democracia Brasileira) А.Невесом (хотя это тоже обращает на себя внимание), а причины побудившие широкие народные массы выйти на улицы. Таким побудительным мотивом стали последствия коррупционного скандала вокруг крупнейшей в Бразилии нефтяной компании «Петробраз», где основным владельцем является государство. Недовольство со стороны общественности вполне оправдано, поскольку в коррупционные схемы оказались вовлечены более полусотни политиков, сенаторов, представителей практически всех политических партий и руководства крупнейших бразильских компаний. Суммы, фигурирующие в скандальных разоблачениях, превышают 50 млрд. долл., поражая воображение обывателя.

Но что в действительности стоит за этим скандалом? Вот лишь несколько фактов, которые, возможно, являются лишь совпадением:

Факт №1. Согласно данным английской газеты «Гардиан», Агентство национальной безопасности (АНБ) США, не только вело прослушивание телефона президента Бразилии, но и скрупулезно собирало данные о компании «Петробраз», получив незаконный доступ к ее информационным ресурсам, включая финансовые транзакции. Интерес Вашингтона вполне объясним – американцы также являются держателями акций упомянутой компании, и спецслужбы США должны стоять на страже интересов своих граждан (http://www.theguardian.com/world/2013/sep/09/nsa-spying-brazil-oil-petrobras).

Факт №2. Инициирование скандальных разоблачений в марте 2014 года практически совпало с началом предвыборной президентской гонки. И этот факт вполне объясним законами политической борьбы, когда все средства хороши для достижения главной цели – президентского кресла. Мировая практика знает немало примеров использования и более жестких методов политического противоборства. Достаточно вспомнить хотя бы «Уотергейт».

Факт №3.  Наиболее жесткую позицию в отношении вовлеченных в скандал топ-менеджеров бразильской компании занимает федеральный судья Серхио Фернандо Моро (Sérgio Fernando Moro). С. Моро, окончивший в 1995 году юридический факультет Федерального университета штата Парана и ставший федеральным судьей в 1996 году, прошел подготовку в Гарвардской школе права по программе «Противодействие отмыванию денежных средств» под эгидой Госдепартамента США (http://www.istoe.com.br/reportagens/397390_SERGIO+MORO). Не стоит забывать также, что Моро является уроженцем г.Куритибы (штат Парана), который традиционно является оплотом социал-демократической оппозиции, жестко критикующей нынешнюю власть.

Вполне допустимо, что перечисленные выше факты никак не связаны друг с другом и тем более не могут являться подтверждением присутствия «руки» Вашингтона. Вопрос состоит в другом: были ли незаконно полученные АНБ данные использованы в дальнейшем, и только ли для защиты интересов граждан США — совладельцев «Петробраз»? Связано ли получение сведений АНБ с тем, что главный свидетель обвинения  — П.Коста (Paulo Roberto Costa), директор по снабжению упомянутой компании так быстро и подробно начал «раскрывать все карты»? Действительно ли федеральный судья, ведущий дело, так обеспокоен именно чистотой властных структур и борьбой с коррупцией, или он преследует иные цели?

Дмитрий Николаевич Бурых

Источник: riss.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *