Итоги 2014: атом против геополитики

Атомная энергетика сильна традициями: в этом году основные крупные события в отрасли опять были связаны с зарубежными проектами и пришлись на конец года. Несмотря на сложную политическую обстановку, госкорпорации «Росатом» удалось «набить» свой зарубежный портфель заказами на $100 млрд. Россия получила крупные контракты в Иране, Венгрии, Индии. Поменялся и вектор сотрудничества — с развитых на развивающиеся страны.

Если весь $100-миллиардный портфель проектов действительно удастся реализовать в условиях внешнего прессинга — как явного, так и скрытого — и внутренних финансовых ограничений, это будет настоящий успех.

По понятным причинам, неважно обстояли дела с Украиной, где сорвался проект достройки АЭС и строительства завода ядерного топлива, а на традиционно занимаемую Россией нишу поставок топлива для станций вернулись американцы.

С российскими вводами мощностей также обстояло не все гладко, вместо обещанных трех энергоблоков на Белоярской, Ростовской и Нововоронежской АЭС к вводу готов только один.

Виновата политика

Введенные в отношении России санкции в связи с событиями на Украине не обошли стороной атомную отрасль, хотя руководство «Росатома» и старалось акцентировать внимание на позитиве.

В середине весны США приостановили сотрудничество с Россией по ряду проектов в области «мирного атома», ссылаясь на «действия России на Украине», речь шла о встречах по научной тематике. Также были приостановлены переговоры по новым проектам в атомной сфере, о чем сообщал глава госкорпорации Сергей Кириенко.

Сорвалось привлечение синдицированного кредита у ядерного экспортера госкорпорации — «Техснабэкспорта» на $500 млн, в котором участвовали Deutsche Bank, Societe Generale, Nordea и ING. В сентябре источники сообщили, что банки приостановили переговоры, а в октябре стало известно о сокращении возможного финансирования до $150 млн. В итоге в конце декабря компания все же привлекла $150 млн в Deutsche Bank, но уже не на пять лет, а на три года.

Политическая ситуация повлияла на проект достройки украинской Хмельницкой АЭС. Вначале проект приостановили, а к концу года стало известно, что Киев готовит денонсацию соглашения с Россией по совместному строительству третьего и четвертого энергоблоков станции. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк поставил НАЭК «Энергоатом» задачу ускорить достройку энергоблоков Хмельницкой АЭС с европейскими партнерами. Среди возможных участников достройки энергоблоков называется Skoda.

Помимо этого Украина решила возобновить использование топлива американской Westinghouse на Южно-Украинской АЭС. В 2011-2012 годах сборки Westinghouse уже тестировались, но тогда с ними возникали проблемы — они потеряли геометрию и начали искривляться. В 2012 году атомный надзор Украины принял решение о запрете дальнейшей эксплуатации топлива Westinghouse.

Несмотря на это, «Росатом» заключил договоры на поставку топлива для Украины на 2015 год и допсоглашение, касающееся нужд украинских атомных электростанций в 2015-2016 годах. Между тем, Украина намерена расширять программу приобретения ядерного топлива у американцев.

Кроме того, «завис» проект СП российского «ТВЭЛа» и украинского госконцерна «Ядерное топливо» по строительству топливного завода возле поселка Смолино в Кировоградской области. Основные строительные работы на площадке предполагалось начать во втором квартале 2014 года за счет средств от допэмиссии акций СП. Еще год назад «ТВЭЛ» внес в оплату своей доли $42 млн. Для признания эмиссии украинский совладелец СП должен был внести аналогичную сумму еще до 31 декабря 2013 г. В целом предполагалось, что акционеры в равных долях вложат в проект около $100-120 млн, а затем привлекут кредиты. Однако впоследствии стало известно, что Украина отказалась от допэмиссии СП, не оплатив свою половину, и госконцерн «Ядерное топливо» вернул «ТВЭЛу» $42 млн. Летом украинские власти заявили, что их не устраивают условия договора по строительству завода. Кроме того, сообщалось, что в проект вместо «ТВЭЛа» могут быть привлечены другие крупные международные компании, такие как Westinghouse и Areva.

Помимо этого, Украина начала переговоры с Австралией об использовании их урана для своих АЭС, а «Энергоатом» активизировал начатые в 2011 году переговоры с компанией Areva о переработке отработанного ядерного топлива во Франции. Кроме того, Киев намерен возобновить сотрудничество в ядерной отрасли с Канадой, с которой обсуждает возможность фабрикации ядерного топлива и циркониевого производства.

Тугой портфель

В начале весны Кириенко озвучил прогнозы по зарубежному портфелю заказов госкорпорации: больше $100 млрд на десятилетку к концу 2014 года против $74 млрд на конец 2013 года. Однако в течение года прогнозы аккуратно перешли из «превышающих» в разряд «около» и «до».

Но четвертый квартал не разочаровал. Если на конец июня у «Росатома» были контракты по 21 энергоблоку в странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, то на первую декаду декабря блоков стало уже 27, а обещанная сотня достигнута.

Год назад «Росатом» построил Ирану первый блок АЭС «Бушер». Через год, после длительных переговоров, госкорпорация получила уже большой контракт. В ноябре «Росатом» подписал протокол о сооружении 8 энергоблоков с реакторами ВВЭР «под ключ» на территории Ирана (4 энергоблока на площадке АЭС «Бушер» и 4 блока на другой площадке) и сразу же заключил контракт на сооружение 2 энергоблоков АЭС «Бушер» с возможностью расширения до 4 энергоблоков.

Кроме того, ядерное топливо для АЭС на протяжении всего жизненного цикла 8 новых блоков будет изготавливаться российской стороной, а отработавшее топливо также будет возвращаться в Россию для переработки и хранения. В связи с таким крупным заказом не исключена вероятность появления в Иране завода по фабрикации элементов ядерного топлива.

С начала уходящего года «Росатом» вел также проект по достройке единственной венгерской АЭС «Пакш», построенной еще по советскому проекту.

В 2009 году парламент Венгрии принял решение о необходимости строительства двух новых блоков станции, и руководство страны объявило о планах провести тендер. Тендером, помимо «Росатома» интересовались Areva и Westinghouse, но его переносили то на 2011 год, то на конец 2012 года, и в итоге так и не объявили.

В феврале депутаты венгерского парламента проголосовали за соглашение с Россией по достройке станции, а в конце марта стороны уже подписывали соглашение о кредите на 10 млрд евро на ее достройку. Сами контракты на достройку «Росатом» получил в декабре.

Вскоре после венгерской сделки «Росатом» наконец-то подписал все необходимые документы для продолжения своего долгостроя — второй очереди АЭС «Куданкулам» в Индии, включающую блоки 3 и 4. Рамочные соглашения по второй очереди были подписаны еще в апреле, но стороны договаривались.

По данным индийских СМИ, камнем преткновения был вопрос гражданской ответственности за ядерный ущерб, разногласия по которому мешали подписанию соглашения о строительстве новых блоков. Индийская позиция по этому вопросу опирается на закон от 2010 года о гражданской ответственности за ядерный ущерб, по которому оператор АЭС может предъявлять поставщику оборудования претензии в случае ядерного ущерба.

«Дорожная карта» по сотрудничеству в атомной энергетике между Россией и Индией предусматривает строительство в общей сложности 15 энергоблоков на территории Индии, в том числе на площадке «Куданкулам» — от 4 до 8 блоков. Однако президент Владимир Путин в интервью индийскому информагентству PTI заявил, что Россия обладает возможностями строительства в Индии до 25 энергоблоков АЭС.

В декабре произошло еще одно радостное для «Росатома» событие — несмотря на политику и протесты «зеленых», парламент Финляндии проголосовал за сооружение АЭС «Ханхикиви» по российским технологиям. Положительное решение парламента было необходимо для начала строительства станции.

Подготовительные работы на площадке уже идут. Кроме того, правительство РФ выделит на финансирование проекта 100 млрд руб. из средств ФНБ. В 2015-2017 годах будет сооружаться инфраструктура, чтобы в 2018 году уже залить первый бетон.

Ровно год назад «дочка» «Росатома» — компания «Русатом Оверсиз» и финская компания-заказчик Fennovoima подписали контракт на строительство АЭС «Ханхикиви». В конце марта «Росатом» закрыл сделку по покупке 34%-ной доли в Fennovoima за 35,9 млн евро. Станцию планируется построить в районе Пюхяйоки. Вместе с контрактом на строительство АЭС был заключен 10-летний топливный контракт для будущей станции с ОАО «ТВЭЛ» на 450 млн евро.

Смена портфеля

В целом в уходящем году «Росатом» не страдал от нехватки интереса со стороны зарубежных партнеров. Активно идет сотрудничество с Китаем. Сейчас «Росатом» строит 3-й и 4-й блоки Тяньваньской АЭС, обсуждает возможное строительство еще четырех. Летом госкорпорация получила от Китая еще предложение о строительстве новой АЭС на материковой части страны, речь идет о двухблочной станции в Харбине.

Кроме того, Россия и Китай собираются сотрудничать по плавучим АЭС, обсуждают проект демонстрационной Фуцзяньской Саньминской АЭС с реакторами на быстрых нейтронах типа БН-800.

В уходящем году «Росатом» подписал соглашение о сотрудничестве с Алжиром и уже приступил к консультациям по строительству там АЭС. Было парафировано соглашение о сотрудничестве с Саудовской Аравией и подписан прединвестиционный контракт по строительству АЭС в Иордании. Идут переговоры в Египте, обсуждается Индонезия.

Повышенный интерес к атомной энергетике проявили в уходящем году страны Латинской Америки. Летом Россия подписала соглашение о сотрудничестве в сфере атомной энергетики с Бразилией, документ касается достройки бразильской АЭС «Ангра» и партнерства в отношении сооружения новых атомных блоков в Бразилии. «Росатому» интересен также проект достройки аргентинской АЭС «Атуча», где госкорпорация прошла квалификационный отбор на строительство. Также обсуждается вопрос строительства АЭС в Перу.

В планах атомщиков на 2015 год — контракты на строительство первой вьетнамской АЭС «Ниньтхуан-1». Проект идет с 2010 года, первоначально строительство предполагалось начать в уходящем году, однако оно было отложено на 2015-2016 годы по просьбе Вьетнама. Перенос сроков связан с необходимостью формирования соответствующей правовой базы по атомной энергетике в стране, созданием технической инфраструктуры и вопросом подготовки кадров.

На следующий год перенеслось соглашение по АЭС в ЮАР. Речь идет о возможном строительстве 8 энергоблоков, локализации производства и, возможно, исследовательского реактора. Соглашение о сотрудничестве «Росатом» и Минэнерго ЮАР парафировали еще в ноябре 2013 года. Однако, в связи с выборами президента ЮАР рассмотрение документов откладывалось, межправсоглашение о сотрудничестве было подписано лишь в конце сентября.

В будущем году «Росатом» также планирует заключить соглашение о строительстве АЭС в Казахстане. Здесь обсуждается возможность строительства двух станций, но окончательного решения пока нет. Так как все зависит от ресурсов, в частности, найдет ли Казахстан средства на вторую АЭС, а также пока не принято решение, нужна ли вторая станция в принципе.

В течение года глава «Росатома» неоднократно отмечал изменения в географии размещения будущих АЭС. Если раньше основной объем строительства энергоблоков предполагался на развитые страны, такие как США и Европа, где собирались развивать свои программы Германия, Италия, Франция, то сегодня география поменялась на развивающиеся страны.

Самый большой спрос на сооружение АЭС сегодня отмечается в Юго-Восточной Азии, Китае, Индии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, Индонезии, странах Северной Африки. «Мы недавно подписали соглашение с Алжиром, ведем переговоры с Египтом, Иорданией, Эмиратами, Саудовской Аравией», — говорил Кириенко, отмечая особую активность стран Латинской Америки.

Российский атом

В конце года ведомства взялись за обсуждение возможного сокращении госпрограммы развития атомного комплекса на 2014-2020 годы. По данным источников газеты «Ведомости», целевое значение оптимизации — до 10%. В 2012-2020 гг. на атомный комплекс предполагалось выделить 899,7 млрд руб. и большая часть — 492,7 млрд руб. — на АЭС в России. Прежде всего предполагалось сэкономить, несколько отложив сроки ввода энергоблоков АЭС в России.

Установленная мощность всех АЭС — 25,2 ГВт, к 2020 г. «Росэнергоатом» должен построить на новых площадках еще 10 энергоблоков, тогда мощность вырастет до 28,1 ГВт (с учетом вывода 10,8 ГВт старых реакторов). В стадии строительства — 9 крупных энергоблоков и один энергоблок плавучей АЭС. При отсрочке строительства новых энергоблоков вырастут капзатраты, а с ними и цены на мощность для потребителей: сдвиг одного энергоблока на год даст 11 млрд руб. дополнительной нагрузки на энергорынок в течение 25 лет.

Вторая крупная статья, которую можно оптимизировать — это строительство ледоколов. «Росатом» должен ввести в 2017, 2019 и 2020 гг. три атомных ледокола. В 2015-2017 гг. на их строительство должно быть направлено 70,3 млрд руб. из бюджета. Они нужны, чтобы обслуживать грузопоток через Арктику: в 2017 г. он увеличится с нынешних 1,5 млн тонн до 17-18 млн тонн в год в первую очередь из-за начала производства сжиженного газа на Ямале, отмечал гендиректор «Росатомфлота» Вячеслав Рукша. Но пессимистический сценарий для госбюджета подразумевает и пессимистический сценарий для экономики, так что потребность в этом флоте может быть ограниченной, и сроки строительства можно перенести, писало издание.

Однако госкорпорации удалось отстоять свою программу, по крайней мере, на год. В декабре директор по капитальному строительству «Росатома» Геннадий Сахаров сообщил, что в 2015 г. не ожидается сокращения госфинансирования атомного комплекса. «Сейчас шли дебаты, и было принято решение, что проекты «Росатома» будут профинансированы в следующем году в полном объеме», — сказал он.

Объем инвестпрограммы «Росатома» на 2015 г. обозначен в диапазоне 320-350 млрд руб., из которых порядка 200 млрд руб. приходится на «Росэнергоатом». Между тем, корректировка инвестпрограммы «Росэнергоатома» на 2015 г. не исключается, цифра может быть пересмотрена, если Минэнерго сделает заказ на уменьшение спроса на электроэнергию.

Уходящий год скорректировал планы по запуску российских АЭС. В июне Сергей Кириенко на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым заявил о планах госкорпорации запустить до конца года три блока — Белоярской, Ростовской и Нововоронежской АЭС. Однако из трех обещанных корпорация до конца года планирует запустить только блок на Ростовской АЭС.

В мае руководство «Росатома» начало упоминать о возможном переносе сроков ввода первого энергоблока второй очереди Нововоронежской АЭС, запуск которого неоднократно анонсировался на конец 2014 г. Причинами сдвигов руководство госкорпорации тогда называло проблемы с поставками оборудования с Украины. В ноябре генподрядчик станции московский «Атомэнергопроект» официально подтвердил нарушение сроков, также сославшись на проблемы с поставками оборудования, уточнив при этом, что основными поставщиками оборудования являются все же российские заводы.

Аналогичные проблемы возникли и на 4 блоке Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800. Пуск реактора начался год назад, еще в декабре 2013 г. с газового разогрева реактора и его заполнения жидкометаллическим теплоносителем — натрием. Тогда же была получена лицензия на эксплуатацию Ростехнадзора. В феврале АЭС начала загрузку топлива в реактор, а в июне новый реактор был выведен на минимальный контролируемый уровень мощности. Первоначально энергопуск 4-го энергоблока планировался на конец сентября, однако компания скорректировала планы по его вводу на октябрь в связи с проблемами с поставкой арматуры для энергоблока с Украины. Однако в уходящем году запуск так и не состоялся.

Депрессивный уран

Урановый рынок весь год оставался вялым. В феврале началось падение спотовых цен на уран, которое продолжалось более трех месяцев и дошло до рекордно низкой отметки в $28 за фунт 19 мая. После непродолжительного периода роста цены вновь пошли вниз, второй раз достигнув дна в $28 за фунт 23 июня.

В конце октября цены начали потихоньку расти. 27 октября стоимость урана составляла $36,5 за фунт, а 17 ноября достигла отметки в $44 за фунт. Однако в конце ноября цены рухнули сразу на 9% и пошел обратный отсчет.

Вместе с тем австралийское бюро экономики ресурсов и энергетики BREE ожидает восстановления цен на уран в 2015 г. на фоне растущего потребления и увеличения выработки АЭС в Китае. По оценкам BREE, средняя цена концентрата закиси-окиси урана в 2015 г. составит $39,5 за фунт против $32,1 за фунт в 2014 году.

Мировой рынок урана обрушила авария на японской АЭС «Фукусима-1» весной 2011 г., из-за которой многие государства мира приостановили развитие атомной энергетики. Незадолго до «Фукусимы» уран стоил $73. С февраля 2011 г. спотовая цена на природный уран упала на 53%. В течение 2013 года она колебалась в достаточно узком коридоре между $34,50 и $36,25 за фунт закиси-окиси.

Источник: warandpeace.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *