ИРРП – у вас высокий? Тогда мы идем к вам…

Украинские ученые нашли удивительный способ оценки масштаба влияния пророссийских идей на массовое сознание украинцев.

В истории известна масса случаев идеологизации науки. К сожалению, продолжаются они и в наше время – от распространения концепции постиндустриального общества до неоднократных попыток фальсифицировать историю Второй мировой войны.

Одним из наиболее ярких примеров подчинения науки идеологическим установкам правящего режима ХХ века служит так называемая «лысенковщина» — кампания по «реорганизации» ряда наук (биологии, кибернетики, химии и т.д.) в угоду главенствующей идеологии. В результате были свернуты многие передовые исследования, искажены их результаты, дискредитированы целые научные школы, подорван авторитет ряда научных отраслей, исковерканы судьбы многих талантливых ученых.

Очевидно, что чем авторитарнее режим, тем больше вероятность подчинения научных интересов интересам власти, тем чаще исследовательские и прогностические возможности науки используются для достижения конъюнктурных целей.

В феврале 2015 года на сайте Киевского международного института социологии (КМИС) появился отчет о проведении Лабораторией социологического содействия информационной безопасности (структурная единица КМИС) всеукраинского опроса. Опрос проводился в целях вычисления так называемого Индекса результативности российской пропаганды[1] (ИРРП), разработанного украинскими коллегами.

Разработчики индекса исходили из следующей идеи: для определения эффективности российской пропаганды нужно взять версии объяснения тех или иных событий, которых придерживается российская сторона, объявить их пропагандой, а затем вычислить сторонников данных идей на территории Украины. Результативность в данном ключе понимается как «распространенность поддержки главных тезисов российской пропаганды населением Украины в целом, либо той или иной территории Украины». В качестве ядра украинские социологи предложили ряд тезисов:

1.  майдан был организован националистами при активной поддержке американцев;

2.  власть на Украине захватили националисты, угрожающие русскоязычным гражданам;

3.  Крым и Восток Украины подвергались опасности;

4.  Россия, включив в свой состав Крым, защитила Крым;

5.  незаконная власть в лице националистов начала войну со своим народом.

Предлагаемая анкета содержит следующие вопросы:

— Был ли Евромайдан «народным протестом в поддержку европейского пути развития» или «борьбой за власть антироссийских, националистических сил при поддержке западных спецслужб»?

— Поддерживаете ли Вы присоединение Крыма к России?

— Как Вы в целом относитесь сейчас к США?

— Согласны ли Вы, что антитеррористическая операция на Востоке Украины (АТО) — это карательные операции против обычного населения?

— Доверяете ли Вы российским СМИ? Украинским СМИ?

Кроме того, украинцев в ходе опроса спрашивали о национальной самоидентификации, социально-демографических характеристиках респондентов, и делали отметку о языке, на котором они отвечали интервьюерам.

Какие результаты получили украинские исследователи общественного мнения?

Очевидна региональная детерминация индекса, который принимает максимальное значение в Харьковской и Одесской областях, а также в Донбассе. Лояльность жителей западной Украины киевской власти не вызывает сомнений, тогда как Восточный регион с этой точки зрения оказался явно проблемным.

 

Рис. 1. Индекс результативности российской пропаганды (ИРРП).

Важно отметить, что, как указано в отчете, распределение индекса по социально-демографическим характеристикам существенных отличий не выявило. То есть, единственное, что влияет на распространение пророссийских или антироссийских настроений – это территориальный признак. Является ли это новым научным результатом? Естественно нет.

Это хорошо известный факт – Украина никогда не отличалась единством мнений, особенно по вопросам интеграции с Западом или Россией. Национальное самосознание украинцев последнее тысячелетие формировалось в условиях интенсивной смены государственной принадлежности различных частей ее нынешней территории. Что не могло не отразиться и на состоянии общественного сознания населения, которое в политических вопросах традиционно не показывает единства.

Крайне иллюстративны в этом отношении социологические карты, составленные по результатам всеукраинских опросов. Мнения украинцев по таким вопросам, как направление интеграционных процессов, поддержка тех или иных партий, отношение к России, ее лидеру, и т.д. диаметрально противоположны в различных регионах.

 

 

 

Рис. 2. Доверяют В. Януковичу

Рис. 3. Доверяют В. Ющенко

 

Рис. 4. За интеграцию с Россией

 

Рис. 5. За сближение с Западом

Рис. 6. Доверяют В. Путину

 

Рис. 7.Не доверяют В. Путину

Рис. 8. Против членства в ЕС

 

 

Рис. 9. За членство в ЕС

 

Рис. 2-9. Внутриполитические и геополитические ориентации населения Украины.[2]

Отметим, что здесь приводятся данные опроса десятилетней давности, когда русско-украинский конфликт мог привидеться только в кошмарном сне. Соответственно о какой бы то ни было массированной российской пропаганде речь тогда не велась. Тем не менее, уже десять лет назад опросы показывали четкую линию социальной разобщенности украинского общества.

Почему вдруг результаты, полученные украинскими социологами в марте 2015 года, следует считать удивительным научным открытием, а факт преобладания пророссийских настроений на востоке страны – рассматривать в качестве следствия воздействия российской стороны, остается неясным.

Еще один яркий штрих. Для вычисления ИРРП был предложен показатель «отношение к США», видимо исходя из предположения, что недоверие к Штатам является также прямым следствием российской пропаганды. В таком случае, следует восхититься достижениями отечественных спецслужб, которые, если развить идею украинских социологов, оказали влияние на восприятие Америки не только украинцами, но и всем мировым сообществом. По данным Международного исследовательского центра Gallup International почти во всех регионах мира местные жители больше всего уверены в угрозах, исходящих от США (выборка составила 70000 человек из 65 стран).

 

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Какая страна, по Вашему мнению, представляет наибольшую угрозу миру?», %.[3]

Украинцы также никогда не воспринимали американцев в качестве дружеской нации, что подтверждают результаты опросов, опубликованных на сайте того же Киевского института социологии. Россияне же, напротив, традиционно выступали для населения Украины в качестве одного из самых близких народов.

 

Рис. 11. Отношение населения Украины к другим национальным группам (индекс социальной дистанции).[4]

Более того, в 2005 году 28% украинцев были уверены, что угроза для их страны исходит именно от США, и почти в два раза меньше было тех, кто видел источник этой угрозы в России.

 

Рис. 12. Из каких стран может исходить военная угроза для Украины?[5]

Итак, украинские социологи решили объявить давно и объективно существующие сильнейшие разногласия среди населения своей страны результатом распространения на территории Украины российской пропаганды. Но скорее эти данные указывают, напротив, на провальность внешней политики России. Тогда зачем запускается этот проект, планируемый как мониторинг?

Похоже, что под маркером ИРРП создается инструмент выявления инакомыслящих, своеобразный аналог описанных в одном из романов братьев Стругацких башен, предназначенных для поиска несогласных с официальной доктриной «выродков-маргиналов». Регионы Украины, показавшие высокое значение индекса (внимание, цитата!), «представляют собой большую проблему и требуют серьезных усилий в борьбе против российской пропаганды»[6]. Хотя в свете вышеизложенного правильнее было бы утверждать, что ИРРП являет собой метод не выявления эффективности российской пропаганды, а способ определения качества работы украинского СМРАДа[7].

 

Хвыля-Олинтер

Источник: rusrand.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *