Армения в ЕАЭС: плюсов все же больше?

Для большинства граждан Армении вступление республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в первую очередь означает «легитимацию» уже неразрывной политической, военной и экономической смычки с Россией, благодаря которой Армении, среди прочего, открывается 170-миллионный рынок для реализации ее продукции. Понятно, что главным рынком считается российский. Но Россия, от которой практически полностью зависит армянская экономика и благосостояние едва ли не каждого жителя республики, испытывает тяжелые времена, и «подоить» ее дополнительно, то есть в условиях членства в ЕАЭС, вряд ли удастся.

Отметим, что население Армении до сих пор жило, в основном, на денежные переводы, поступающие из России — ежегодно они составляли в среднем порядка двух миллиардов долларов, то есть 90 процентов от всех денежных средств, поступающих в республику из-за рубежа. Добавим к этому инвестиции российского государственного и негосударственного секторов. Но нынешняя ситуация в России, считают некоторые эксперты в Ереване, заметно снизит влияние российской экономики на армянскую, чего, в принципе, добивались противники евразийской интеграции. На деле армянская экономика не интересна никому, кроме России, поэтому российские сложности обернутся для Армении резким экономическим спадом.

Отсюда, по сути, начнутся самые большие трудности — Армении придется искать новые рынки сбыта, новых инвесторов, полностью реорганизовать остатки своей экономики и работать над созданием новых перспективных отраслей. То есть изобрести нечто, чем можно заинтересовать мировые рынки. Но, если трезво смотреть на ситуацию, «армянское экономическое чудо» вряд ли возможно. В связи с этим в Армении все чаще плачут по «снятым волосам», то есть по отказу подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС.

Как быть? Ждать лучших для России времен или «делать ноги» из этого союза, что сейчас практически нереально по многим причинам, главной из которых является безопасность. Правда, плохие времена для России могут обернуться относительно приличным периодом для Армении в условиях, когда РФ, в ответ на западные санкции, отказалась от заморских продуктов. Но тут возникает множество вопросов, включая логистический: Армения практически находится в блокаде, и транспортировка ее товаров по суше происходит, в основном, через Грузию, с которой у Армении еще действует режим свободной торговли. Но Грузия подписала Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, предусматривающее режим свободной торговли с ЕС, а потому вопрос таможенных пошлин остается открытым — как в случае с двусторонней торговлей, так и при транзите армянских грузов по грузинской территории.

По информации агентства PanARMENIAN.Net, министры экономики Грузии и Армении обсудили недавно вышеуказанные вопросы, но конкретных ответов на них не дали. Так, грузинский министр Гиоргий Квирикашвили, отвечая на вопрос журналистов, какой режим и какие таможенные пошлины будут действовать с 2015 года в армяно-грузинском товарообмене, отметил «положительную динамику роста» в двусторонней торговле и заверил, что Тбилиси будет «всячески стремиться» совместить ассоциативные отношения с ЕС с евразийской интеграцией Армении. «Думаю, что у нас есть достаточно времени, чтобы рассмотреть все технические вопросы по этому направлению и сделать все возможное, чтобы Армения и Грузия оставались в активных торгово-экономических отношениях», — сказал он.

Ушел министр и от ответа на вопрос намерена ли грузинская сторона повысить таможенные пошлины на армянские товары. По его словам, Грузия будет «всячески стараться оставаться в тех таможенных ставках, которые на сегодняшний день существуют между нашими странами». Что же касается условий транзита армянских грузов в Россию и далее в государства ЕАЭС, Квирикашвили ответствовал: «… У нас есть возможность в билатеральном режиме или же в рамках ВТО начать консультации о новых условиях торговли».

Между тем пропускной пункт «Верхний Ларс» на грузино-российской границе, которым активно пользуются армянские перевозчики, зимой периодически закрывается из-за погодных условий. «В не зимний сезон здесь случаются оползни, и надо полагать, что в 2015 году эти оползни станут частыми, исходя из глобального потепления, геополитической конъюнктуры и иных причин», — прогнозирует Lragir.

Но, утверждает армянское оппозиционное издание, «… Проблемы с «170-миллионным» евразийским рынком на этом не заканчиваются… Возникают новые проблемы, на фоне которых «Верхний Ларс» может стать всего лишь средством оправдания».

И поясняется: «170-миллионный рынок» закрылся перед Арменией, еще не открывшись. Потому что, как минимум, по части Армении ЕАЭС — не экономический проект, он имеет совершенно иные цели…» А они таковы: «легитимация лишения Армении суверенитета и превращения ее территории в плацдарм — в преддверии предстоящих геополитических катаклизмов, благодаря чему Россия может обеспечить свое военно-политическое присутствие на Южном Кавказе».

Что касается экономики, то на деле «170-миллионный рынок» был открыт перед Арменией до 2 января — в рамках зоны свободной торговли СНГ и двусторонних договоров. Причем, до 2 января были открыты и миллиардные рынки Китая и Индии, 500-миллионный рынок ЕС и все остальные мировые рынки. Армения является членом ВТО, и для нее был открыт весь мир».

Но «После 2 января остался жалкий «170-миллионный рынок», который сейчас ежится из-за катастрофической финансово-экономической ситуации в России, противоречий в ЕАЭС, сокращения объемов сотрудничества между ними и начавшихся в союзе дезинтеграционных процессов. Этого рынка на деле нет. Члены ЕАЭС — Беларусь и Казахстан — ищут других партнеров, и довольно успешно. Этот рынок похож на армянскую экономику, которой почти нечего предложить».

Отметим, что аналитики Lragir являются наиболее яростными оппонентами вступления Армении в ЕАЭС, хотя, имея в виду нынешнее состояние российской экономики и ее травлю со стороны Запада, в некоторых своих пессимистических прогнозах они попали в цель. Хотя тот же Всемирный банк при всем при этом прогнозирует рост ВВП Армении на 3,3% в текущем году. Но все же основной причиной вступления Армении в ЕАЭС были гарантии ее безопасности со стороны России, и с этой точки зрения она поступила правильно. По мнению руководителя научно-образовательного фонда «Нараванк» Гагика Арутюняна, со вступлением в ЕАЭС «Армения повысила уровень своей безопасности, а также получила возможность сыграть определенную роль в отношениях между ЕС и ЕАЭС». Иными словами, жировать армянам вряд ли светит, но и пули над их головами носиться не будут.

«2014-й год был переломным годом. Началась вторая «холодная» война, отличающаяся от первой ростом радикализма. «Исламское государство» находится недалеко от Армении, и мы должны рассматривать все процессы, происходящие в Армении, и в этом контексте, и быть бдительными», — сказал Арутюнян агентству «Новости — Армения». Что же до экономических проблем, связанных со вступлением Армении в ЕАЭС, то «… Мы должны помнить, что главный акцент по-прежнему должен ставиться на внутреннем развитии Армении».

Словом, Армении не мешало бы и самой пошевелиться, а не уповать на Россию, ЕАЭС и несбывшуюся ассоциацию с ЕС — последняя пропагандировалась противниками евразийской интеграции чуть ли не в образе родной матери и источника бездонного финансирования.

Тем временем «Новости — Армения» со ссылкой на местную газету «Иравунк» («Право») пишет, что если бы республика не вступила в ЕАЭС, она бы лишилась своей атомной электростанции. В частности, правительства Армении и России подписали соглашение о предоставлении Армении льготного кредита на 270 млн долларов и 30 млн долларов грантовых средств для продления срока эксплуатации Мецаморской АЭС до 2027 года.

При этом издание отмечает, что важна не только сумма. Срок эксплуатации АЭС истекал в 2016 году, а международные организации очень внимательно следят за «сроком годности». Для получения разрешения на дальнейшую эксплуатацию станции ее необходимо переоснастить, в том числе и технологически, что Армении явно не по силам. «То, что все это Армения получает как член ЕАЭС, не трудно понять. И здесь, скорее всего, в последний раз окинув взглядом историю печально известного Соглашения об Ассоциации с ЕС, подчеркнем, что в нем не было ничего относительно Армянской АЭС. Взамен из Европы предлагали различные программы консервации станции по истечении срока ее эксплуатации, при этом Турция и Азербайджан активно лоббировали этот процесс», — информирует армянское издание.

Подчеркивается также, что в случае подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС Армения не получила бы от России ни денег на АЭС, ни технологий, и, что «еще важнее, политического содействия, которое более чем необходимо для …. продления эксплуатации станции на 10 лет в международных инстанциях». Получила Армения на Новый год еще один презент от России — министр энергетики РФ Александр Новак и его армянский колега Ерванд Захарян подписали документ, по которому соглашение о беспошлинных поставках из России в Армению природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов продлевается.

То есть, Армения получала и продолжает получать от России, в том числе, за вступление в ЕАЭС разные «цацки», которые, говоря серьезно, решают многие острые вопросы армянской экономики. И теперь очень многое зависит от самой Армении, привыкшей к тому, что Россия (разумеется, небескорыстно) держит ее на своей шее.

Здесь же стоит отметить, что интеграционные процессы в экономике по определению не могут принести быстрого и равного эффекта для всех их участников. Пример — Евросоюз, который шел к экономической интеграции Европы более пятидесяти лет, но не всегда удачно, а часто — провально для некоторых своих членов. И расчеты на то, что Запад своими санкциями добьется удушения или развала России и, соответственно, ЕАЭС, вряд ли оправдаются, что уже признали многие западные эксперты.

Скорее, усилия Запада приведут к созданию российско-китайского геополитического альянса, о чем пишет, в том числе, бывший советник по экономической политике министра финансов США в администрации Рональда Рейгана, политолог и экономист Пол Крейг Робертс. «… Весь мир будет наблюдать за развитием геополитического альянса России и Китая, в руках которых находится будущее мировой политики», — цитирует американского эксперта РИА-Новости. По его мнению, план Москвы заключается в том, чтобы найти стратегические и экономические точки пересечения с азиатскими государствами, игнорируя при этом провокации со стороны Запада. Реализация такой политики рациональна и крайне перспективна в контексте всех международных отношений, поскольку «все козыри на руках у Москвы и Пекина, а не у Вашингтона».

Он также отмечает заинтересованность Москвы и Пекина в развитии не только политических, но и финансовых проектов, поскольку западные финансовые рынки основаны на «манипуляциях», а не на фундаментальных экономических показателях игроков. А «экономическая атака» Вашингтона и Брюсселя на Москву может закончиться тем, что Россия заявит: Запад лишает ее возможности платить по долгам европейским банкам и подрывает экономику. Этот сценарий, по мнению Робертса, нанесет значимый урон недокапитализированным банкам Европы. Более того, указал он, в качестве рычага давления у российского государства остается право отказать в продаже газа странам-членам НАТО, что в свою очередь приведет к коллапсу европейской промышленности, росту безработицы и банкротствам. «Союз Медведя и Дракона сводит на нет мечту неоконсерваторов о «тысячелетии американской гегемонии», — резюмирует американский эксперт.

Так что, возвращаясь к стенаниям армянской оппозиции, — надо полагать, что король пока не гол, и, не исключено, шьет себе новое широкое платье, под которым Армении сейчас желательнее укрыться, чем щеголять в стиле nu.

Ирина Джорбенадзе

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *