«Русский мир», бессмысленный и беспощадный

2014-й для одной части российского общества стал годом триумфа «пробудившейся» и «восставшей против Запада» империи. Для другой его части – годом великого позора государства, предательски напавшего на соседа, угрожающего миру ядерным оружием, фактически развязавшего гражданскую войну на чужой территории и «холодную войну» против инакомыслящих граждан – на собственной.

В качестве главного девиза этого нового «крестового похода» против самого близкого по крови соседа и поддержавшего этого соседа западного мира выбрана извлеченная из исторического чулана идея «Русского мира».

В марте 2005 года в Москве в своей квартире был арестован полковник Главного разведуправления Генштаба Вооруженных Сил РФ Владимир Квачков. Ему вменялась организация покушения на жизнь Анатолия Чубайса – одного из главных авторов экономических реформ в России в начале 1990-х годов. На загородном шоссе средь бела дня на пути автомобиля Чубайса взорвалась бомба. В инциденте никто не пострадал. Бронированный лимузин Чубайса выдержал взрыв.

Сам факт ареста полковника ГРУ по такому обвинению стал сенсацией. Однако еще более сенсационными оказались политические заявления, которые он сделал в интервью газете «Завтра», опубликованном под заголовком «Национальное восстание – да!»

По его мнению, власть в России захватили агенты «мировой закулисы», в число которых входят Горбачев, Ельцин и Путин. Либеральная пресса изображала Квачкова городским сумасшедшим. Но оставалось непонятным, как при таких «психических отклонениях» он мог с 1994 года служить в ГРУ, а затем в качестве научного сотрудника, кандидата военных наук – в новообразованном Центре военнно-стратегических исследований Генштаба.

Дважды суд выносил по его делу оправдательный приговор. Однако в декабре 2010 года, на следующий день после второго оправдания Квачкова арестовали по новому обвинению – в организации вооруженного мятежа.

По версии расследовавшей дело ФСБ, полковник создал разветвленную, хорошо законспирированную организацию, которая должна была захватить власть в стране. На этот раз его приговорили к 13 годам в колонии строгого режима. Верховный суд сократил срок до 8 лет. В колонии из-под пера Квачкова вышли книги «Кто правит Россией?» и «Кому править Россией?»

Собственно, никакой тайны из своей организации Квачков не делал. Он объявил о ее создании в ноябре 2010 года на пресс-конференции. Называлась она «Народное ополчение имени Минина и Пожарского» – лидеров русского освободительного движения XVII века, которое положило конец Смуте и возвело на престол царя из династии Романовых. В организацию вошли представители Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), Левого фронта, Русского имперского движения, Русского общенационального союза, Союза офицеров и Военно-державного союза России.

10 миллионов, которые не достались никому

Для профессиональных военных горбачевская перестройка и последовавший за ней распад СССР оказались тяжелой травмой. Политика разоружения, упразднение Организации Варшавского договора и «бархатные» революции в Центральной и Восточной Европе повлекли за собой вывод советских войск из этих стран, а затем, после развала Советского Союза, и из стран Балтии. В России с ее полуразрушенной экономикой размещать их было негде. Для солдат не было казарм, для офицеров и их семей – квартир, для военной техники – оборудованных баз. Армия лишилась своего традиционного противника и не понимала, с кем она теперь должна воевать и нужна ли она государству вообще. Правительство использовало войска для пресечения внутренних беспорядков, да еще, зачастую, выгораживая себя, обвиняло их в превышении полномочий. В итоге общество начало видеть в армии не защитницу от внешней угрозы, а инструмент государственного насилия.

В поисках виновника своих бед многие военные, подобно Квачкову, уверовали в заговор «мировой закулисы». Квинтэссенцией этих умонастроений стала брошюра «Мертвая вода», изданная анонимно в 1992 году, как позже выяснилось, группой преподавателей военно-морских вузов Петербурга. Мертвая вода – артефакт русских сказок. Чтобы оживить убитого героя – в данном случае Россию – нужно сначала обработать смертельные раны мертвой водой, а для воскрешения использовать живую. Лидером группы был генерал-майор военно-космических сил Константин Петров – в прошлом один из руководителей космодрома Байконур, Центра управления космическими полетами, затем Военно-космической академии имени Можайского, один из «отцов» советского космического челнока «Буран».

Любопытно, что в ноябре 1995 года Госдума провела публичные слушания концепции «общественной безопасности», разработанной авторами «Мертвой воды».

В кремлевских кабинетах тем временем озаботились поиском русской национальной идеи. Борис Ельцин неожиданно заговорил о ней сразу после победы на выборах 1996 года на приеме в честь сотрудников своего предвыборного штаба. По горячим следам правительственная «Российская газета» предложила 10 миллионов рублей читателю, который напишет лучший очерк на эту тему. Из затеи ничего не вышло. За неимением достойных работ «Российская газета», в конце концов, проект свернула, да и Ельцину скоро стало не до него. 

И все же «национальная идея» себя обнаружила. Причем совершенно бесплатно.

Тамплиеры пятого разряда

Евразийство как «особый путь» России, самостоятельной цивилизации, занимающей уникальное место на стыке Европы и Азии, – это давний русский концепт, родившийся в 1920-е годы в эмиграции, на руинах Российской империи. Его также связывают с именем этнографа и историка Льва Гумилева. Согласно разработанной им пассионарной теории этногенеза, которую многие считают лженаучной, никакого татаро-монгольского ига на Руси не было, а был союз Руси и Орды против общего врага – Запада. В 1970-е годы вокруг Гумилева сформировалась группа учеников и последователей. В нее входил, в частности, философ Юрий Бородай, который в 1994 году, уже после смерти учителя, сформулировал концепцию воссоединения империи. Его главной движущей силой должны были стать русские, оказавшиеся волею исторических судеб за пределами России. Причем «опорный стержень» объединения философ обозначал так: «без Белоруссии, Восточной Украины и Новороссии, без Крыма и русской части Казахстана России не жить». (Эту программу сегодня реализует на практике его сын Александр Бородай, до августа 2014 года председатель Совета министров самопровозглашенной Донецкой Народной Республики на востоке Украины, ныне – заместитель предсовмина ДНР).

Вождем неоевразийства стал Александр Дугин. Его жизненный путь причудлив, но по-своему закономерен. Родился в 1962 году в семье генерала ГРУ (военная разведка). Отчислен со второго курса Московского авиационного института (недоброжелатели говорят – за неуспеваемость, сам он утверждает – за антисоветскую деятельность).

В 1980 году юный Дугин познакомился и сблизился с будущим лидером исламского возрождения в России Гейдаром Джемалем, который был почти вдвое старше него. Джемаль ввел взыскующего истины юношу в кружок Евгения Головина, поэта и мистика, популярной фигуры московского оккультного полуподполья. Полуподпольем оно было потому, что не преследовалось властями так, как диссиденты либерального толка. Увлечение эзотерикой, алхимией и оккультизмом считалось безобидной причудой интеллигенции. Талантливый, обаятельный и остроумный Головин, знаток и поклонник средневековья, рассуждал о возвращении к традиционным ценностям в духе переосмысленных рыцарских романов: иерархия, воинская доблесть, служение идеалу. Нацистская атрибутика кружка была скорее эпатажем, чем убеждением. Тем не менее он назывался «Черным орденом SS», а его гроссмейстер – рейхсфюрером.

В 1988 году Дугин с Джемалем по рекомендации Головина вступили в одну из первых организаций русских националистов-имперцев – Национально-патриотический фронт «Память». Членство, однако, продолжалось недолго: через несколько месяцев парочку исключили за «оккультистско-сатанинские» взгляды и нелояльность руководству.

В 1989 году Дугин впервые побывал на Западе и свел там знакомство с европейскими новыми правыми, у которых он впоследствии позаимствовал понятие «консервативная революция», и с жившим в Париже в эмиграции писателем Эдуардом Лимоновым.

Весной 1992 года Дугин, используя связи в военных кругах, организовал в Москве для своих новых друзей Алена де Бенуа и лидера бельгийских новых правых Робера Стёкерса в Академии Генерального штаба круглый стол с участием ее ведущих преподавателей. Гости были в восторге: занимая в своих странах маргинальные позиции, в России они общались с генералами ядерной сверхдержавы. Хозяева аплодировали антиамериканизму гостей и их приверженности теории заговора.

В августе того же 1992-го Россию по приглашению Дугина посетил Жан-Франсуа Тириар. А год спустя – Кристиан Буше, глава французского отделения Ордена Восточных Тамплиеров. Эта оккультная организация считает себя главным хранителем учения британского сатаниста Алистера Кроули. Дугин увлекся учением и записал Кроули в основоположники неоевразийства, а себя – в «тамплиеры 5-го разряда». Ореол посвященного в тайное знание пророка он создал себе утверждением, что работал в архивах КГБ с материалами о деятельности оккультных учреждений Третьего рейха. 

В 1993 году Дугин с Лимоновым идейно вдохновляют и создают Национал-большевистскую партию (НПБ). Национал-большевизм по Дугину «объединил в себе все самое крайнее, что было в фашизме и коммунизме». Дугин, под псевдонимом А. Каменный, публикуется в партийной газете «Лимонка» и одновременно пишет учебник по геополитике, работая, по его собственным словам, «в закрытом режиме», в Академии Генштаба.

«Путин абсолютен»

В 1998 году с НПБ пришлось расстаться, зато, благодаря изменению вектора большой политики, перед Дугиным открыли двери федеральные телеканалы. Он читает лекции все в той же Академии Генштаба и становится советником спикера Госдумы Геннадия Селезнева. Бывшему члену ЦК КПСС тогда поручили обкатать новый замысел кремлевских стратегов – идею двухпартийной системы, – создав главную «оппозиционную» партию, объединяющую националистов-государственников. Тут-то и пригодился Дугин, в мировоззрении которого национализм удивительно легко сочетается с империализмом. После очередных выборов партия с громким названием «Россия» ушла в небытие, зато Дугин вошел в истеблишмент. В 2003 году он организовал и возглавил собственное детище – Международное Евразийское Движение. В состав Высшего Совета вошли вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, председатель комитета по международным делам Михаил Маргелов и другие известные лица. Председателем исполкома «Евразии» стал полковник Службы внешней разведки Петр Суслов, тоже известный, но в узко профессиональных кругах: в составе группы специального назначения «Каскад» выполнял задания разведки в Афганистане, затем служил в Мозамбике и Анголе, причем годы службы совпадают с аналогичным фактом биографии одного из ближайших друзей Владимира Путина, президента «Роснефти» Игоря Сечина. В конце 90-х Суслов вышел в отставку и работал в аппарате Госдумы советником по безопасности.

О степени близости самого Дугина к так называемой кремлевской группировке силовиков, у которой в середине 2000-х появился запрос на «просвещенный национализм», существуют разные мнения. Однако достоверно известно, что в разгар третьей путинской кампании Дугин первым предложил формулу, впоследствии перефразированную Володиным. Он заявил «Известиям»: «Путин – везде, Путин – всё, Путин абсолютен, Путин незаменим».

Когда в 2004 году грянула «оранжевая революция» в Киеве и Кремлю потребовались «антиоранжисты», Дугин тут же оказался «в игре». В феврале 2005-го он организовал Евразийский союз молодежи. Учредительный съезд прошел в городе Александров Владимирской области, именно там в XVI веке Иван Грозный учредил опричнину – систему чрезвычайного управления, которую осуществляла личная преторианская гвардия царя. Своих последователей Дугин назвал «неоопричниками». 

«Мы имперостроители новейшего типа, – говорится в «Катехизисе члена ЕСМ», – и не согласны на меньшее, чем власть над миром… Мы дети и внуки господ земли. Нам поклонялись народы и страны, наша длань простиралась в полмира, а подошвы топтали горы и долины всех континентов земного шара. Мы все вернем назад».

Владислав Сурков, «русский по взглядам», и другие

И все же неоевразийские экзерсисы Дугина для кремлевского начальства были в ту пору скорее экзотикой. Тем более «интеллектуальный бал» там правил собственный придворный идеолог в ранге замглавы президентской администрации: Владислав Сурков, «русский по политическим взглядам», как он позднее, в октябре 2012 года назвал себя в интервью газете «Ведомости». К середине 2000-х Сурков уже обогатил отечественный политический лексикон понятием «суверенная демократия». Концепция, предполагавшая некую особую, отличную от классической западной демократии, форму российского политического бытия – властную вертикаль, «ручное управление» экономикой, оппозицией и всеми общественными институтами, – вовсю применялась на практике. Основа «национального проекта» была заложена. Даже историю привлекли в лице министра народного просвещения при Николае I. Граф Уваров запомнился потомкам как автор знаменитой триады «православие – самодержавие – народность», которую он последовательно пытался внедрить в голову шефа.

Примечательно, что Уваров особо настаивал на том, что Россия – это Европа, но сохраняющая при этом «некоторые предания Востока», в частности, византийское понимание религии и бога. Она несет его Западу, и за это должна быть Западом «вознаграждена уважением». Царский министр, как следует из дошедшего до нас его письменного наследия, стремился к эмансипации России в Европе, но не к ее изоляции от Европы. При Уварове, с одной стороны, российская власть усилила правительственный контроль над университетами и гимназиями, с другой, именно Уваров убедил государя в необходимости отправлять за границу на практику студентов и ученых.

Однако интерпретаторы Уварова из числа приближенных к нынешней власти в попытке приспособить его проект под собственные политические нужды взяли из него лишь то, что им подходило, опустив некоторые важные детали, прежде всего, европейский «подтекст». Что до самого Путина, он, похоже, был далек от исторических изысканий подчиненных.

Писатель Захар Прилепин вспоминает свое первое общение с президентом в Ново-Огарево 2 февраля 2007 года, куда был приглашен в компании с коллегами-литераторами: Денис Гуцко спросил о национальной идее. «Вы знаете, я действительно много думал на эту тему, – ответил президент, – И ничего хорошего пока не придумал».

«Тем не менее, – продолжает Прилепин, – свое видение национальной идеи Путин все-таки озвучил: «Главная задача – быть конкурентоспособными. И в науке, и в экономике, и в культуре».

Любопытно, что к тому моменту словосочетание «русский мир» уже прозвучало – и именно из уст Путина. Случилось это в конце 2006 года. Выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге в канун Года русского языка, президент РФ подчеркнул: «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами. «Почаще употребляйте это словосочетание – «русский мир», – призвал Путин ловивших каждое его слово творческих интеллигентов.

Собственно, в связи с этим пожеланием и был в июне 2007 года президентским указом создан фонд «Русский мир», которому предписывалось содействовать распространению русского языка и культуры, укреплять связи с соотечественниками. Тему подхватила и Русская православная церковь, выдвинувшая на своих мероприятиях, связанных с популяризацией концепции «Русского мира», лозунг, напоминающий болельщицкую кричалку: «Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» А патриарх Кирилл концепт расширил, отнеся к духовной общности Святой Руси еще и Казахстан с Молдовой.

 

Владимир Абаринов, Галина Сидорова

Источник: svoboda.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *