И пусть банкиры зарабатывают!

Начну с предыстории. Осенью 2010-го в отставку был отправлен московский мэр Юрий Лужков. И немедленно, по странному стечению обстоятельств, начались проблемы у многих бизнесменов, которые выстроили с ним тесные отношения. Начались они и у Банка Москвы, которым управлял его фактический собственник Андрей Бородин.

Бизнес – штука суровая. Здесь нужно уметь не только строить и наращивать, но еще и умело защищать нажитое. Потому как именно в таких ситуациях проверяется и твердость характера, и настоящие бойцовские качества. Закачавшийся Андрей Бородин привлек внимание государственного банка ВТБ, который решил осуществить то, что в бизнесе называется недружественное поглощение – получить контроль над банком, не имея в руках контрольного пакета. Ни менеджмент банка ВТБ, ни его Совет директоров, который почти целиком состоял из чиновников во главе с вице-премьером Алексеем Кудриным, нисколько нее остановил тот факт, что отсутствие согласия фактического обладателя контрольного пакета продать свой актив сделало невозможным проверку его качества, поскольку Бородин (и это естественно) не захотел давать какую-либо информацию государственным рейдерам. Судя по всему, никакого содержательного обсуждения идеи враждебного поглощения на Совете директоров не было; кое-кто из его членов позднее признался, что и материалов то не видел, а проголосовал «за» по просьбе Кудрина – и за 103 миллиарда рублей банк ВТБ купил у правительства Москвы «кота в мешке». Естественно без какой-либо конкуренции.

Но оказалось, что Бородин тоже был парень не прост, что он выстроил такую схему защиты, что банк ВТБ оказался покупателем дырки от бублика – значительная часть активов банка не имела никакой реальной цены. По оценкам Банка России и Агентства по страхованию вкладов (АСВ) «дыра» в балансе Банка Москвы на момент покупки составляла чуть менее 300 млрд.рублей – примерно половину собственного капитала ВТБ. По сути дела ВТБ стал банкротом. (Смешно говорить, что никто из чиновников или менеджеров ВТБ не понес никакой ответственности ни за голосование на Совете директоров, ни за отсутствие надзора за Банком Москвы.)

И стал бы, если бы его главным собственником не было государство. Которое руками министра финансов Кудрина и председателя Центробанка Игнатьева быстро соорудило красивую схему спасения ВТБ за счет бюджета: Банк России выдал кредит в сумме 295 млр.рублей АСВ, который передал его на 10 лет Банку Москвы (который является собственностью ВТБ на 96,4%) под 0,51% годовых; на эти деньги Банк Москвы купил 10-тилетние минфиновские облигации (ОФЗ) под 8,16% годовых. Таким образом, не прилагая ни малейшего труда Банк Москвы стал получать от Минфина в виде процентных платежей по ОФЗ почти 22,5 млрд.рублей в год. По замыслу авторов схемы за время пользования депозитом АСВ ВТБ должен был заработать те самые 300 млрд.рублей, которые он потерял (поскольку Банк Москвы является собственностью ВТБ, то его финансовые результаты в полном объеме включаются в отчетность ВТБ).

Отступлю немного от основного сюжета и остановлюсь на этой замечательной схеме создания денег (в полном смысле слова) из воздуха: при том, что очевидным источником, из которого сотни миллиардов рублей предоставляются абсолютно безвозмездно (т.е. даром!!!) является федеральный бюджет, вы не найдете ни одного закона, ни даже постановления правительства, которое эти расходы санкционирует. В бюджетах следующих лет отпечатки пальцев от этой схемы можно будет найти лишь в суммах платежей по обслуживанию государственного долга, никакого ВТБ или Банка Мсоквы вы там не найдете.

Только не надо говорить о том, что, мол, это государственный банк, и что государство может само для себя установить любые правила – эта схема «Кудрина-Игнатьева» настолько по-бюрократически красивая, она так изящно позволяет обойти все бюджетные правила и установления и предоставить деньги тому, кому Совет директоров Центробанка и Совет директоров АСВ (в состав которого входят исключительно чиновники) посчитает нужным, что, один раз опробовав ее, чиновники уже не могут удержаться от ее использования еще и еще и еще раз. По дорожке проторенной ВТБ с Банком Москвы, успешно протопали СМП-банк с Мособлбанком (117 млрд.рублей), Альфа-банк с «Балтийским банком» (65,4 млрд.рублей), БИНБАНК с РОСТбанком (35 млрд.рублей), ФК «Открытие» с банком Траст (129 млрд.рублей), банк МФК с банком «Таврический» (28 млрд.рублей) – в сумме набегает почти 670 млрд.рублей бюджетных денег.

И еще одна «мелочь». Напомню, что изначально деньги предоставляются АСВ Банком России в форме кредита, и эти деньги немедленно, в мгновение ока, возможно, не задержавшись на счетах АСВ и одного дня, поступают на счета Минфина. Конечно, юридически, это не является прямым кредитованием Банком России Минфина (правительству), которое прямо запрещено законом, но по сути дела это и есть то самое монетарное финансирование бюджета, которое закон запрещает.

Прошло четыре с половиной года. ВТБ потихоньку переваривает Банк Москвы, судится с Бородиным, возвращает активы. До погашения кредита еще пять с половиной лет, как вдруг … в опубликованной отчетности ВТБ за 2014 год находится замечательная новость – оказывается, Банк России и АСВ приняли решение продлить срок депозита в Банке Москвы еще на пять лет. Как сказано в отчетности ВТБ «из-за неблагоприятной макроэкономической среды, которая может повлиять на выполнение плана санации «Банка Москвы».

Не знаю, что об этом думаете вы, но моя оценка однозначна – налицо высшая степень цинизма при ограбления бюджета чиновниками!

Во-первых, в очередной раз источником заработка для группы ВТБ будет являться федеральный бюджет, который будет исправно платить проценты по тем ОФЗ, которые находятся у Банка Москвы. При нынешнем уровне процентных ставок дополнительный доход группы ВТБ за лишние пять лет составит без малого 185 млрд.рублей.

Во-вторых, вся схема обогащения ВТБ за счет бюджета была придумана для того, чтобы спасти его от банкротства и гарантировала (!!!) ВТБ отсутствие убытков, даже если бы все проблемные активы Банка Москвы были выброшены на помойку. То есть успех или неуспех плана санации с депозитом, вообще, никак не связан. Никто не гарантировал санатору ни успешности его плана, ни его прибыльности. И, вообще, этот план санации, даже если допустить, что он существует, сейчас находится на середине своей реализации, и говорить сейчас о его успешности или неуспешности явно преждевременно.

В-третьих, информация о продлении депозита стала известной только из отчетности ВТБ. По словам зампреда правления банка ВТБ Г.Мооса решение было принято 27 декабря, но сообщения о заседании Совета директоров АСВ (а только он мог принять решение об изменении условий кредита) на сайте Агентства нет. Из этого я делаю вывод, что о дурном запахе этой идеи знали все участвовавшие в ее реализации. И добросовестно пытались спрятать концы в воду.

И, напоследок, займемся арифметикой.

На конец 2006 г. собственные средства группы ВТБ составляли 6,99 млрд.рублей

1) Май 2007 — 167,3 млрд.рублей — размещение акций на $7,86 млрд., включая «народное IPO» на $1,5 млрд.

2) Октябрь 2008 — 100 млрд.рублей — предоставление субординированного кредита за счет средств Фонда национального благосостояния.

3) Ноябрь 2008 — 100 млрд.рублей — предоставление субординированного кредита за счет средств Фонда национального благосостояния; в 2014-м данный кредит (возвратный) трансформировался в привилегированные акции (неторгуемые и безвозвратные).

4) Июль 2009 — 180 млрд.рублей — покупка акций ВТБ из средств федерального бюджета.

5) Сентябрь 2011 —  295 млрд.рублей — за счет кредита АСВ и покупки ОФЗ.

6) Апрель 2013 — 100,5 млрд.рублей — размещение акций.

7) Декабрь 2014 —  185 млрд.рублей — за счет кредита АСВ и покупки ОФЗ.

8) Декабрь 2014 — 100 млрд.рублей — Фонд национального благосостояния.

И как вы думаете, сколько собственных средств было у группы ВТБ на конец прошлого года? Если просто просуммировать все приведенные в таблице величины, то получится 1235 млрд.рублей. То есть, если бы группа ВТБ за 8 лет ничего (!!!!) не заработала, то ее капитал на конец прошлого года должен был составить 1235 млрд.рублей. Но на самом деле дела обстоят гораздо хуже, чем просто «ничего не заработала» — капитал группы на 31 декабря 2014 г. (без учета «вечных» облигаций) составлял 1005 млрд.рублей, — то есть за восемь лет ВТБ успешно проел 230 млрд.рублей.

Такая эффективность бизнеса ВТБ сильно нравится российским властям. Именно поэтому до конца первого квартала они собираются выдать ВТБ еще 150 млрд.рублей из Фонда национального благосостояния.

Пусть банкиры заработают! Для них ничего не жалко!

Сергей Алексашенко

Источник: echo.msk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *