Российский “Убийца авианосцев” начинает охоту

В Казани завершается модернизация двух самолетов ОАО «Туполев» – лучшего в мире воздушного разведчика Ту-214ОН и стратегического ракетоносца Ту-22М3.

Легальный разведчик

Над Московским Кремлем могут пролетать американские военные самолеты, а над Пентагоном и Белым домом – парить наши лайнеры. И никому ничего за это не грозит. Вместе с США, Канадой и большинством европейских стран Россия подписала Договор по открытому небу. Самолеты стран – участников договора регулярно совершают облеты территорий других стран. У каждого государства для этих целей свои специализированные самолеты, но наши – самые лучшие!

– Даже американцы облизываются на российский Ту-214ОН, – рассказывает заместитель главного конструктора авиационных систем наблюдения «Открытое небо» концерна «Вега» Владимир Медведев. – Только на модернизированных Ту-214 установлены цифровые фото- аппараты, а другие страны до сих пор используют пленочные.

Представьте себе, самолет летит и дотошно фотографирует объекты размером 30х30 сантиметров с высоты 3 километра. Ниже по условиям соглашений нельзя, хотя и с разрешенного потолка при желании можно получать снимки с деталями до 8 сантиметров! Другое «вооружение» разведчика – локатор бокового обзора, у него допустимое разрешение 3 метра, и инфракрасная аппаратура. Съемка ведется в автоматическом режиме, операторам остается только включать аппаратуру в нужной конфигурации.

На самолете могут одновременно работать пять операторов. Каждое рабочее место предназначено для управления конкретным средством наблюдения. Над каждым – по два монитора. Один показывает карту местности, маршрут наблюдения и зону обзора.

– А на втором экране сразу появляются обзорные снимки, – объясняет член экипажа, оператор системы Анатолий Кислюк, прилетевший в Казань на приемку с подмосковной авиабазы. – Пока они черно-белые, но при итоговой обработке будут цветными. При таком разрешении доступно за 10,5 часа стандартного полета сделать 1957 кадров, а вся информация обрабатывается в наземном комплексе.

Страны – члены Договора по открытому небу бдительно следят, чтобы съемка проводилась только над территорией контролируемой страны. Поэтому все люки для спецаппаратуры воздушной разведки приходится закрывать створками и пломбировать. На Ту-214ОН конструкторам даже пришлось специально вывести наружу самолета тумблер, обесточивающий локатор. Теперь после очередного транзита в рамках договора наши «вероятные друзья» первым делом кидаются к нему и проверяют пломбу.

Обновлен, значит перевооружен

«Тушки» модели 204 и прежде были отличными самолетами, но прогресс не стоит на месте. Поэтому сейчас в Казани они проходят существенную модернизацию. Устанавливаются новинки в аппаратуре комплекса наблюдения, появились усиленные шасси, изменена внутренняя компоновка.

– Максимальная взлетная масса самолета увеличена до 110 750 кг, а дальность полета – до 7200 километров, – рассказывает зам. технического директора по специальному оборудованию ОАО «КАПО имени С. П. Горбунова» Сергей Шмаров. – Кардинально технически обновилась система безопасности: теперь двигатель может работать в аварийном режиме до 120 минут.

Рули высоты и направления, предкрылки и закрылки, шассийные створки и многие другие элементы конструкции на преображенном Ту-214ОН изготовлены из композитных материалов. Это позволило существенно облегчить вес самолета и продлить срок его эксплуатации на 20 лет.

Американцы их боятся

Легальная разведка – это хорошо, но основа мощи ВВС – боевые самолеты. Одновременно с модернизацией Ту-214ОН в Казани сегодня занимаются и обновлением Ту-22М3 – дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца с изменяемой геометрией крыла.

– Этот самолет изначально создавался как «убийца авианосцев», именно поэтому их так боятся американские военные, – говорит замдиректора по производству и ремонту Андрей Лядов. – У США авианосцы – основная ударная сила, а несколько «тушек» могут быстро и гарантированно потопить любой из них. А модернизированный Ту-22М3 с новейшей системой радиоэлектронного подавления способен выйти на «охоту» в Мировой океан и выполнить боевую задачу и в одиночку.

Сегодня специалисты ОАО «КАПО имени С. П. Горбунова» занимаются модернизацией или заменой почти 90 процентов систем бомбардировщика. Два самолета уже переданы в состав ВВС, один ждет своей очереди в окрасочном ангаре, а до конца 2015 года в армию уйдет еще несколько ракетоносцев. Причем летные показатели самого планера зарекомендовали себя настолько хорошо, что доработок даже не требуют.

О подробностях непосредственно перевооружения Ту-22МЗ на заводе предпочитают не распространяться.

– Главная задача – повысить боевую эффективность за счет применения нового прицельного комплекса и радиотехнических средств, а также модернизации вооружения, – объясняет, тщательно подбирая слова, технический директор завода и директор инженерного центра ОАО «Туполев» в Казани Эдуард Шоркин. – Делается все необходимое для повышения боевых качеств самолета. Фактически это уже новый боевой авиационный комплекс.

 

Артур Гимаев

Источник: vpk.name

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *