Шуфутинский: шансон популярен не от того, что он про тюрьму

Известного российского исполнителя шансона Михаила Шуфутинского представлять не нужно. Его песни слушают не только в России, но и по всему миру. Его песни любит и российское руководство, и простые россияне. По поводу этой любви в интервью DELFI М.Шуфутинский отметил, что это говорит о хорошем вкусе.

В середине марта он выступит с двумя концертами в Литве. Перед эти он дал DELFI небольшое интервью, в котором поделился своими мыслями по поводу шансона, музыки в общем, воспоминаниями и прошлом и размышлениями о настоящем.

— Михаил Захарович, есть ли у вас какие-то связи с Литвой? С каким чувством вы едете в этот балтийский край?

— В своей жизни я достаточно много раз бывал в Литве, поэтому Вильнюс для меня дорог. В своем роде это город, с которым у меня связаны приятные воспоминания далекого юношества, когда я бывал здесь еще будучи руководителем вокально-инструментального ансамбля, в те далекие годы. Я бывал здесь и после, в девяностые годы. Во всяком случае я еду с нескрываемым чувством ностальгии и удовольствием от того, что встречусь с приятными для себя местами.

— Вы много ездите с концертами, по вашим наблюдениям, русский шансон популярен не только в России? Если да, то почему?

— Шансон как искусство популярно везде, в любой стране. И дело даже не в популярности. Это искусство, которое имеет глубокие корни, народные корни, поэтому оно близко каждому нормальному человеку, кто мыслит по-человечески, кто умеет любить, прощать, завоевывать и отдавать свое сердце. Шансон — это чувство.

— Что на ваш взгляд сейчас происходит на российской сцене шансона? Есть ли сейчас такие люди как Аркадий Северный, к примеру?

— Аркадий Северный, безусловно, был очень яркий человек, но его положение было эксклюзивным, поскольку он был один в то время. Появись сейчас такой человек, как он, даже неизвестно, обратят ли на это внимание. И не потому, что он плох или хорош, просто сегодня все это достаточно доступно, тогда это было подполье, это было необычно и привлекательно для всех, поэтому к этому рвались. И говорить о том, появляются ли сегодня такие люди…

Он раскопал очень много материала, вынес его на общее обозрение. B этом его огромная заслуга. И потом, в его исполнении было что-то такое лихое, залихватское, но сегодня другое время. Уже наступило третье тысячелетие и шансон стал шире, его тематика стала шире, поэтому он сливается с другими жанрами и приобретает некоторую окраску, более современное звучание, использует более современный колорит. И сегодня появляются яркие люди, которые пытаются работать в этом жанре, у многих получается. Насколько их вклад в это искусство будет весомым — покажет время, потому что удивить сегодня никого ничем нельзя. Можно только привлечь аудиторию, чтобы она тебя полюбила и была с тобой, пока не разлюбит.

— Вас, наверное, уже замучили этим вопросом, но часто шансон ассоциируется в первую очередь с тюремной тематикой, хотя, безусловно, этот жанр намного шире. Отчего по вашему мнению шансон является столь популярным среди россиян жанром?

— Не от того, что он про тюрьму. В этой музыке можно петь о чем угодно. Шансон — это отражение страны в тот или иной период. Когда он в России вышел наружу, это был период межвластия и разгула… Такой период был в стране. Сейчас он другой. Почему он популярен среди русскоговорящих людей? Наверное потому, что его тематика близка каждому, кто вырос на этой половине земного шара. Но я не могу сказать, что шансон близок только русскоговорящим людям. Шансон и во Франции, и в Англии шансон. Шансон — везде шансон.

— Ваши песни слушает президент России Владимир Путин, с которым вы не раз встречались. Как вы относитесь к тому, что первые лица государства любят и слушают шансон? О чем это говорит, на ваши взгляд?

— Это говорит о том, что у них хороший вкус.

— Вы работали на советской эстраде. В чем по вашему мнению главное отличие исполнителей того времени, от российских нынешних исполнителей?

— Они тогда были закованы в рамки определенных политических форматов, нужно было быть политкорректным, чтобы оставаться на поверхности или же быть суперталантливым. Теперь эти форматы не политические, а чисто музыкальные. Это тоже в некотором роде дискриминация, но если ты соответствуешь определенному формату или создал свой, то тебе не будут запрещать это делать, поскольку разрешено все. Я считаю, что присутствие шансона как искусства в широком плане это и есть признак демократии.

— Вы жили в США, есть ли в этой стране что-то похожее на русский шансон по своему содержанию? Какой стиль могли бы назвать?

— Русский шансон — такого словосочетания я воспринимать не могу. Это все равно, что русский джаз или русский рок. Это смешные понятия. Есть искусство, которое называется джаз, его могут играть русские, испанцы, кто угодно. Так и шансон. Есть шансон и есть его ответвление, целый кусок, который исполняется на русском языке и сочинен на этой территории земного шара. В США, конечно, есть нечто похожее. Скажем Боб Дилан — это шансон, Саймон и Гарфанкел — тоже в своем роде шансон. Люди спокойно поют, не заботясь о том, какими красками своего голоса они донесут информацию. Для них главное — донести информацию.

— Писатель Виктор Пелевин в одной из книг как-то сравнил гангста-рэп с русским шансоном…

— Да, безусловно, там поется о том, что они видят, о жизни, через что они проходят. О тяжелой или легкой жизни, веселой, грустной — о разном. Так что да, наверное, похож.

— Вы в свое время покинули СССР, потом вернулись в Россию. Сейчас часто говорят, что советские времена возвращаются, вам так не кажется? Как вы относитесь в проводимой Россией политике у своих границ?

— Я не буду говорить о политике. Что касается возвращения советских времен — что значит советских? Времен Советского союза? Там были свои положительные моменты, и если они возвратятся сюда, наверное, будет интересно. Например, образование. Оно было гораздо шире в смысле культуры. Если сегодня техническое образование будет шире по своему подходу, то это будет хороший момент советского. То, что возвращается сюда не является Советским союзом. Я не думаю, что этот возврат возможен, это кануло в Лету. Но, поскольку есть демократия, то есть и коммунисты, и социалисты, и кто угодно. Есть разные партии, разные взгляды на жизнь. Если это не противоречит общечеловеческим ценностям, человечности, цивилизованной жизни, если это не разрушает права каждого на личную жизнь, то это имеет право на жизнь. Поэтому до сих пор существует коммунистическая партия, и не только в России, но и в других странах. Я не могу сказать, что являюсь ее большим сторонником (наверное, от этого я когда-то и уехал), но если она не нарушает правил, по которым живет страна, Конституции, наверное, она тоже в праве иметь своих последователей.

— Вы как-то сказали, что Кремлевский концертный зал не для вас. Почему? Не секрет, что и первые люди России любят этот жанр. Как часто и насколько близко вы общаетесь с представителями руководство России?

— Они любят песни, но это не значит, что они должны их слушать в Кремле. Для меня Кремль — достаточно помпезная площадка. Я там выступаю, когда меня приглашают. Но для меня это слишком официальная площадка. Кроме того, она по звуку не очень хорошая. Мне больше по вкусу концертные залы, а не залы заседания. Например, «Крокус сити-холл» в Москве. Мне так приятнее, когда в комфортабельных сидениях сидят расслабленные люди и слушают концерт и то, какую информацию несет человек со сцены. Может быть, я когда-нибудь и выступлю с сольным концертом в Кремле, если для этого будет достаточный повод. Пока я его не вижу.

— Вы вернулись в свое время в Россию. Чем вас привлекает сейчас жизнь в ней? Судя по некоторым кинофильмам, статьям — во многих регионах жизнь не так красива и сладка, как хотелось бы. Вы много ездите по России — какой вы видите общую картину в стране?

— Я езжу не только по регионам и городам России, я езжу по всему миру. Я не могу сказать, что где-то видел сладкую жизнь. Они везде несладкая. Bезде, чтобы жить хорошо, нужно либо тяжело работать, либо нарушать закон. Другого способа нет. Да, здесь не все в порядке, не все сладко, не всем легко. Сегодня такой век, когда нужно много и тяжело работать. Некоторым это удается. Но есть талантливые по своему люди, которые умеют себя проявить в любых условиях, но в принципе — жизнь не простая.

Что касается того, чем меня привлекает жизнь в России, то все очень просто. Во-первых, я говорю и думаю по-русски, как любой нормальный человек. Соответственно я и пою по-русски. Естественно, что большая часть моей аудитории живет на этой половине земного шара, поскольку они все говорят и понимают по-русски. Вторая причина в том, что, благодаря тому, что я здесь безумно популярен и любим (и мне это льстит) в моей жизни есть некоторое привилегированное положение. Мне удается позволять себе многое, что не каждый может себе позволить. Это приятно любому человеку, поскольку жизнь быстротечна и хочется ей пользоваться сегодня. Так что для меня это чисто прагматичные моменты.

— Считаете ли вы правильным и необходимым участие артистов в гражданских и политических акциях?

— Я думаю, что это личное дело каждого и на этот вопрос каждый должен отвечать только сам за себя. Критиковать кого-то, оправдывать или нет, все это не в моих привычках.

— Как вы лично для себя это полагаете или артист должен заниматься только своим делом?

— Я считаю, что каждый человек должен заниматься своим. И, безусловно, каждый может высказать свою гражданскую позицию, взгляд на то или иное событие, период жизни.

— В Литве часто говорят, что российская эстрада — это своего рода способ воздействия на умы в Литве, чем российская власть пользуется. Поэтому здесь запретили концерты Олега Газманова (который пел «Я родился в СССР») Как вы смотрите на подобного рода вещи?

— На запрет? Я считаю, этого делать нельзя, смотрю на это отрицательно. Мне кажется, что ни творчество О.Газманова, ни кого-либо другого, кого запрещают, не несет ничего античеловеческого. Он что, занимается растлением малолетних или он член фашистской организации? Нет. Он обыкновенный певец, который живет в России. Те, кому интересно его слушать интересны его песни, поэтому привязывать его к политике — глупо и неосмотрительно. Я думаю, что это преувеличено, и люди, которые этим занимаются преследуют какие-то другие цели и сомневаюсь, чтобы О.Газманов был бы носителем какого-то специального посыла для Литвы. Он просто поет свои песни и делает это хорошо.

— Что бы вы хотели пожелать почитателям вашего творчества и любителям шансона в Литве перед свои концертом? Чего зрителям стоит ожидать?

— Ожидать моего концерта, что еще можно ожидать от исполнителя? В связи с тем, что я давно не выступал в Литве, я спою те песни, которые люди полюбили за многие годы знакомства со мной. Это старые, любимые всеми песни. Также я позволю себе спеть несколько новых песен. Я хочу пожелать всем добра и очень благодарен за то, что меня пригласили. Я с очень большим трепетом отношусь к предстоящим концертам, жду и готовлюсь морально, внутри себя проговариваю, что я хочу сказать со сцены в ходе программы. Я надеюсь, что наша встреча будет дружеской, человеческой и оставит хорошие впечатления друг о друге. Спасибо большое за то, что люди придут ко мне на концерт.

Источник: ru.delfi.lt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *