Почему в белорусском огурце — 92% импорта?

Огурцы по 50 — 55 тысяч после нового года поразили многих белорусов.

— Как так! Уж огурцы-то чего подорожали? — удивились белорусы. — Они ж не импортные, вода, земля — все свое.

Чтобы выяснить этот вопрос, журналисты «Комсомольской правды в Беларуси» отправились на Минскую овощную фабрику.

«Семена — голландские и субстрат тоже»

Огромная огуречная теплица занимает 1,6 гектара. Огромное стеклянное здание высотой в шесть метров стоит на небольшой горке в одной остановке от станции метро «Могилевская».

— Огурцы мы выращиваем по голландской технологии. Это малообъемная культура выращивания, — дергает специальный шнурок, чтобы открыть двери, главный технолог предприятия Нина Балашенко. Журналисты накидывают халаты и заходят внутрь. После улицы здесь жарко, +23 градуса тепла. Топят теплицы в основном газом.

Огурцы с мощными листьями растут не на земле, а в подвесных лотках. Стебли вьются по высоким веревкам, которые крепятся к продольной проволоке. Чтобы собрать урожай, рабочие поднимаются наверх на специальных механических подъемниках. Тоже импортных.

— А это минеральная вата, — показывает Нина Сергеевна на небольшие отверстия в поддонах, в которой растут огурцы.

На упаковке с ватой замечаю надпись на латинице. Оказывается, производитель минеральной ваты для огурцов — это Польша.

— В Беларуси минеральную вату не производят?

— Производят, да вот только качество хуже, и урожайность не та, — говорит технолог.

К каждому стебельку подведена своя трубочка: растения поят питательным раствором, к слову, тоже импортным, как и удобрениями.

Семена в теплице в основном голландские. Оказывается, у них очень хорошая селекция, они меньше болеют и урожайность довольно высокая.

— Вы знаете, я даже не знаю, выращивает ли кто-то из тепличных комбинатов зимой белорусские сорта, — задумывается технолог. — По крайней мере, к нам никто из селекционеров не обращался, чтобы опробовать сорт.

«Эти огурцы будем растить до марта, потом разместим томаты»

Длинные зеленые огурцы свисают со стеблей, верхушки которых теряются где-то под потолком. Сейчас работники обрывают лишние листья. По стандартам, на огурцах их должно быть не более 18.

— Первые семена мы посеяли 9 ноября. А первые огурцы собрали уже в начале декабря, — объясняет технолог. Всего же от момента цветения до огурца товарного вида проходит две недели.

— Эти огурцы мы будем растить до марта, а потом уберем, и томаты разместим, — рассказывают в теплице.

Нина Сергеевна ведет нас в операторскую. Это как центр управления полетов. Здесь стоят компьютеры, которые следят за микроклиматом в теплице.

— Вот здесь температура, влажность, процент открытия форточек, наличие углекислого газа, — объясняет графики Нина Сергеевна. — Также следим за окружающей средой. Освещенность, ветер и температура. В зависимости от этого выбираем режим. За всем идет круглосуточный контроль.

С декабря и по январь свет в теплицах горит по 20 часов. Без этого, оказывается, огурцы не будут вкусными.

— Только с 18 февраля мы перейдем на выращивание огурцов при естественном свете, — говорят в теплице. — А огурцы, называемые в народе «с пупырышками», и того позже станем выращивать.

На складе предприятия немного коробок. Ежедневно отсюда увозят от пяти до 12 тонн аккуратно упакованных длинных огурцов. Основной потребитель их — Беларусь, излишки вывозят в Россию. В Европу белорусские огурцы не идут.

— Там голландские теплицы разоряются, рынок насыщен, нам туда не попасть, — говорят на складе и загружают еще одну машины огурцами.

Мнение директора

«Если бы цена на газ была хотя бы 200 долларов, то огурцы столько бы не стоили»

— Да, из белорусского в наших огурцах, наверное, только труд, — констатирует директор Минской овощной фабрики Василий Прачевский. — К сожалению, доля импорта в нашем огурце где-то 92 процента, а не 80, как «Комсомолка» писала. Поэтому и цена на овощ выросла.

Сейчас огурцы в фирменном магазине фабрики продают по 39 — 45 тысяч, а в декабре ценник был и того больше — 48 тысяч. Магазины Минска продавали их уже по 50 — 55 тысяч.

— Вот судите сами, как в таких условиях не поднимать цену, если семена по сравнению с прошлым годом подорожали больше, чем наполовину. — Если одно семечко в прошлом году стоило 619 рублей, то на 1 января ценник составил уже 963 рубля. Цена на минеральную вату выросла с 29 до 37 тысяч рублей за штуку.

— Почти на 30 процентов в рублях выросла стоимость удобрений и на некоторые средства защиты, — отмечают экономисты.

— Но это еще не самое больное — говорит директор. — Больше всего нас подкосила цена на газ. Это основное, от чего растет стоимость огурцов. Ведь теплицы-то круглосуточно отапливаются газом. Мы вынуждены оплачивать газ по 303 доллара за тысячу кубометров. При этом Россия продает Беларуси газ по 150 долларов за тысячу кубометров. Если бы мы могли покупать газ по 200 долларов, то цена на огурцы упала бы на 30 процентов.

 

Источник: charter97.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *