Молниеносная девальвация грузинской национальной валюты — лари — сразу на 35 процентов привела к серьезным политическим и экономическим последствиям: власти с трудом совладали с паникой на валютном рынке; оппозиция обвинила правительство в неспособности управлять страной и предложила собственную антикризисную программу, которая, впрочем, уже отвергнута парламентским большинством от правящей коалиции «Грузинская мечта».
Кабинет министров обратился к международному валютному фонду с призывом о срочной помощи и объявил о планах распродать практически все объекты, всё ещё остающиеся в государственной собственности, в том числе здание министерства экономики. Тем временем, миллиардер Бидзина Иванишвили, считающийся неформальным руководителем правительства, возложил всю ответственность за кризис на главу Национального (центрального) Банка Грузии, который, по мнению миллиардера, преднамеренно воздержался от масштабных валютных интервенций для приостановки падения лари, с целью нагнетания обстановки в интересах оппозиции и её лидера — Михаила Саакашвили.
Главной темой минувшей недели стала стремительная девальвация национальной валюты — лари. Ещё несколько недель назад, один доллар в тбилисских пунктах обмена валюты можно было купить за 1, 76 лари, но в течение прошедшей недели курс опустился сразу до 2, 25 лари. То есть, девальвация составила 35%, причём в некоторые дни недели курс опускался даже до 2,4 лари за доллар.
Грузинская национальная валюта была введена в оборот в 1995 году. За прошедшие двадцать лет её курс в отношении доллара никогда не опускался ниже 2,35 за доллар и тем более, лари никогда не обесценивался столь стремительно. Грузинские граждане впервые узнали, что такое резкое падение курса национальной валюты, валютный ажиотаж и валютная паника.
Никогда за прошедшие 20 лет такого в Грузии не было: люди бегали от одного пункта обмена валюты к другому, иногда даже толкались у окошка, выстраивались в очередь, тогда как эти пункты и многие коммерческие банки либо вообще отказались от продажи валюты, либо установили сверхвысокую цену за доллар.
Ситуация стабилизировалась лишь к концу недели: официальный курс национальной валюты опустился до уровня 2,26 лари. Но многие банки по-прежнему ограничивают продажу доллара по этой цене, опасаясь нового взрыва «валютной лихорадки».
Эксперты утверждают, что Грузия на минувшей неделе, впервые в истории независимости, перенесла т.н. «валютный шок». Естественно, в эти дни нет недостатка в экспертных оценках. Если суммировать все соображения, высказанные специалистами, вырисовываются следующие несколько причин произошедшего.
Первая причина — укрепление американского доллара относительно всех основных валют мира, в том числе евро и фунта стерлингов. Разумеется, лари по определению не мог стать исключением.
Вторая — кризис в России, обвальное обесценение рубля и военные действия на востоке Украины привели к резкому сокращению экспорта грузинской продукции, в том числе вина, минеральных вод, сельхозпродуктов, на рынки России и Украины.
Одновременно, опять-таки из-за девальвации рубля, столь же резко сократились валютные переводы из РФ от тех грузин, кто живёт и работает в России, регулярно помогая своим родственникам в Грузии. То есть, значительно (примерно на треть) сократился приток валюты на грузинский финансовый рынок, и это обстоятельство сразу сказалось на «самочувствии» национальной валюты — курс лари поплыл вниз.
Но есть ещё и третья причина стремительной девальвации: Национальный банк Грузии отказался от масштабных денежных интервенций, допустив тем самым рост ажиотажного спроса и спекуляции на валютном рынке. Возникли даже подозрения, что президент национального банка, Георгий Кадагидзе, считающийся близким другом и соратником экс-президента Саакашвили, преднамеренно воздержался от значительных валютных интервенций, чтобы дискредитировать нынешнее правительство.
Именно в такой «злонамеренности» президента Национального банка обвинил бывший премьер-министр и неформальный лидер правящей коалиции «Грузинская мечта». Миллиардер Бидзина Иванишвили. В специальном заявлении миллиардер (который, как известно, в недавнем прошлом был совладельцем одного из крупнейших российских банков) упрекнул Георгия Кадагидзе в «подозрительной медлительности» при осуществлении интервенций на валютном рынке: «Центральные банки Армении и Молдовы за тот же период осуществили интервенции общим объёмом в 30-35% валютных резервов, а национальный банк Грузии истратил всего 5% резервов, допустив тем самым возникновения паники на валютном рынке» — заявил миллиардер.
Лидеры «Грузинской мечты» склоняются к мнению, что хотя у девальвации лари были объективные предпосылки, Национальный банк мог более позитивно повлиять на процесс и не допустить паники. Об этом и других аспектах валютного кризиса в интервью RFI заявил председатель парламентского комитета по обороне и безопасности, Ираклий Сесиашвили:
Ираклий Сесиашвили: В первую очередь должен отметить, что валютный кризис и экономические проблемы коснулись не только Грузии. В большей степени они вызваны мировым финансовым кризисом и глобальными проблемами в сфере финансов. Мы должны объяснить населению что происходит и насколько правильно действует правительство. Если мы будем действовать именно так, я не вижу предпосылок для перерастания валютного кризиса в политический. Тем более, что у правительства есть конкретный план выхода из валютного кризиса. Причём, как мы видим, частный сектор помогает правительству: имею в виду предложение банков о реструктуризации кредитов. Так что, мы работаем, но процессы, идущие в мире по-прежнему оказывают значительное влияние. Однако как нам объясняет наше правительство, ситуация вовсе не бесперспективна.
Господин Сесиашвили тоже убеждён, что Национальный банк Грузии, в создавшихся условиях, действовал не вполне адекватно.
Ираклий Сесиашвили:Национальный банк в таких условиях является главным ответственным за валютную стабильность в стране. Конечно, национальный банк сам по себе не способен исправить экономическую ситуацию. Но национальный банк мог бы действовать более энергично и своевременно, чтобы, как минимум, не допустить паники и истерики. В значительной степени мы имеем дело именно с паникой, а не реальным обесценением лари, потому что экономика по-прежнему растёт, инвестиции в страну текут и с чисто экономической точки зрения у нас не настолько тяжелая ситуация, чтобы национальная валюта столь обесценилась. По всем экономическим параметрам, доллар в Грузии сейчас должен стоить не больше 2 лари 10 тетри, как нам объясняют наши финансисты — отметил Ираклий Сесиашвили.
«Валютный шок» привёл к резкому обострению политической ситуации. Парламентская оппозиция обвинила во всём правительство Ираклия Гарибашвили и потребовала от президента созвать чрезвычайное заседание законодательного органа. Впрочем, это предложение не нашло понимания ни у главы государства, ни у лидеров правящей коалиции. Тем не менее, оппозиционная партия «Единое национальное движение», состоящая из соратников Михаила Саакашвили, предлагает правительству принять «антикризисную программу» из 36 пунктов. Об этом в беседе со мной заявил один из лидеров партии, профессор Серго Ратиани.
Серго Ратиани: Да, мы представили властям антикризисный план: в создавшихся условиях, мы предлагаем снижение налогов. По нашему глубочайшему убеждению, единственное, что спасёт сейчас экономику, это снижение налогов по всем направлениям. Это может вывести экономику из кризисного положения. Надо сделать всё, чтобы в экономике осталось больше денег. Поэтому, из 36 пунктов нашего плана, 18 касаются как раз снижения налогов и налоговой амнистии. Кроме того, мы настаиваем на снижении премий и других льгот для бюрократического аппарата, а также, возобновлении финансирования разных инфраструктурных проектов.
Серго, а как власти отнеслись к вашему предложению?
Мы несколько раз предложили встретиться, провести специальное заседание парламента, принять антикризисную резолюцию, но власти не согласились и решили идти по другому пути — заявил Серго Ратиани.
К концу недели курс стабилизировался, но всё ещё остаётся довольно высоким — около 2, 26 лари за доллар. Больше всего население беспокоит, не приведёт ли обесценение национальной валюты к росту цен и гиперинфляции.
Руководители Национальной комиссии по энергетике уже дали понять, что если ситуация не изменится в лучшую сторону, они намерены принять решение о повышении цен на электроэнергию и природный газ для населения.
Это станет очень серьезным ударом по правящей коалиции. Поэтому, власти спешно ищут выход из создавшегося положения: правительство провело срочные консультации с международным валютным фондом. МВФ обещал, что положительно отнесётся к попыткам Грузии получить внеочередные кредиты от Всемирного банка или Азиатского банка развития — для осуществления крупных инвестиционных проектов. По мнению министра экономики Георгия Квирикашвили, это поможет привлечь в страну значительные средства и ослабить давление на Лари.
Кроме того, господин Квирикашвили анонсировал начало нового крупного этапа приватизации: он сообщил, что государство готово продать на аукционе последние активы, которые ещё оставались в госсобственности после «великой приватизации» 1990х годов: миноритарную долю в «Грузинской железной дороге», несколько резиденций главы государства в регионах страны, «батумский небоскрёб» и даже здание, в котором до сих пор находится само министерство экономики.
Одновременно, министры экономики и финансов — Георгий Квирикашвили и Нодар Хадури — провели переговоры с представителями крупного бизнеса. Кстати, для того, чтобы попасть в гостиницу Marriott, где проводилась конференция, министрам пришлось воспользоваться запасным входом, поскольку главный вход в отель был перекрыт участниками акции протеста. Они требовали отставки правительства, неспособного, по мнению участников пикета, справится со сложившейся ситуацией.
Но сама встреча с бизнесменами оказалась результативной: главы крупнейших банков заявили, что готовы реструктурировать долларовые кредиты гражданам, получающим доход только в лари. Иначе в стране мог начаться обвальный процесс выселения жителей из квартир, приобретённых по ипотечным кредитам. Кроме того, власти обещают не повышать цены на электроэнергию и газ, по крайней мере — для населения и хлебозаводов.
Сможет ли правительство справиться со столь серьезными вызовами — покажет ближайшее будущее. Администрация президента Саакашвили гораздо легче преодолела финансовый кризис 2008 — 2009 годов. Но справедливости ради следует отметить, что тогда Грузия, пострадавшая в результате военного конфликта с Россией вокруг Южной Осетии, получила в виде помощи от Запада около 4,5 миллиардов долларов, то есть больше годового бюджета страны. Сейчас таких денег, казалось бы, стране никто не обещает. Впрочем, миллиардер Бидзина Иванишвили вполне может включиться в процесс «большой приватизации» и внести свой личный вклад в спасение национальной валюты.
Источник: ru.rfi.fr