Белорусская экономика: подготовка к жесткой посадке

Белорусская экономика предсказуемо вышла на устойчивую траекторию падения. Как ни парадоксально, это хорошие новости. Падение экономики было предопределено внутренними и внешними факторами. Аномалией был бы экономический рост. Обстоятельства заставили белорусские власти принять горькую правду даже вопреки логике политического цикла на этого год. 

Нет былого спроса на товары белорусских производителей на внешних рынках. Пошли прахом оптимистические планы роста и развития в рамках госплановских пятилеток. Остро ограничены ресурсы правительства, предприятий и банков стимулировать спрос. Иностранные инвесторы продолжают выжидать, МВФ рекомендовать, а Кремль — обещать кредиты. 

В свою очередь, белорусские власти не хотят выходить из континуума обещаний светлого будущего для населения в рамках старой социально-экономической модели. Мы живем в атмосфере взаимно переплетающихся утопий, страхов, ожиданий, тревог и гнева. И всё это сдобрено большой порцией неопределенности, нестабильности и информационных войн. 

Склады трещат, балансы краснеют, лица бледнеют 

За январь-февраль 2015 г. ВВП снизился на 0,6%, промышленность опустилась на 5,8%, складские запасы увеличились почти на Br6 трлн., а грузооборот упал на 5,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. экспорт товаров и услуг за январь 2015 г. сократился на 22,7%, импорт — на 39,1%. 

Лавиной растут долги и неплатежи. Прибыль испарилась, превратившись в растущие угрожающими темпами убытки. За январь 2015 г. чистая прибыль всей экономики составила минус Br42,85 трлн. Для сравнения, в январе 2014 г. было плюс Br2,5 трлн. За весь 2014 г. белорусская экономика заработала Br46,34 трлн. чистой прибыли. 

Получается, что только на первый месяц 2015 г. коммерческие организации её прошляпили. Чистый убыток убыточных организаций взлетел в 24,9 раза до Br53,74 трлн., а сумма убытка на одну убыточную организацию увеличилась в 17 раз. Не удивительно, что промышленные предприятия в массовом порядке перешли на трехдневную рабочую неделю. 

За январь 2015 г. убыточных предприятий стало на 46% больше (2233 коммерческих организации). С учетом тех, кто балансирует в зоне рентабельности до 5%, число корпоративных «мертвецов» в нынешней системе управления и собственности превышает пять тысяч. На этой фоне планы правительства по приватизации пары десятков структур похожи на припарку уже почти мертвому. 

Правительству нужно срочно избавляться от коммерческих проектов, которые генерируют долги и тянут экономику на дно. Об остром дефиците понимания этой проблемы можно судить по мнению первого заместителя министра архитектуры и строительства Александра Кручанова. Он с гордостью заявил, что в 2014 г. программа по строительству жилья была выполнена на 110%, а данный сектор нарастил мощности для производства 10 млн. кв. метров жилья. 

Строительные компании уже начали массово увольнять работников. Спроса на их услуги на данном этапе бизнес-цикла на прежних условиях явно не будет. Представляете, сколько триллионов рублей заморожено в инвестиционных товарах, спроса на которые в обозримом будущем не будет. 

Сегодня белорусский рынок недвижимости набирает скорость вниз. Продавцы жилой недвижимости еще до конца не осознали глубины падения. В качестве ориентира можно было бы использовать среднюю цену квартир на первичном рынке в Киеве — менее $950 за квадрат, и это уже после их роста на треть. Потенциальные покупатели недвижимости взяли паузу и ждут киевского сценария (или испанского, латышского, ирландского — десятки стран проходили сдувание пузыря на сильно перегретом рынке недвижимости). 

Белорусские потребители тоже замерли. Тратить деньги по-старому, когда «черный день» катит в глаза, не совсем разумно. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе 2015 г. сократились на 2,1% (при жестко регулируемых ценах), а реальная зарплата с учетом инфляции упала на 3,5%. В январе средняя зарплата по Беларуси составила Br6023 тыс. или ~$400. Для сравнения, в январе 2014 г. долларовый эквивалент средней белорусской зарплаты был на уровне $560. 

Население начало активно тратить валюту из своих кубышек. Белорусские гастарбайтеры тоже резко снизили ресурс поддержки внутреннего спроса. Доходы населения наверняка добьет резкое повышение цен на ЖКУ и общественный транспорт. Об этом недавно прямо завил МВФ. Поскольку белорусские власти о-о-очень хотят получить кредитную поддержку Фонда, то вероятность 50-процентного повышения ЖКУ в этом году достаточно велика. 

Полунедопонимание 

Если слушать выступления больших номенклатурных начальников, то может сложиться впечатление, что белорусская АпСоНа (Администрация президента, Совет министров, Национальный банк) тоже поумнела. По крайне мере, на словах. 

Министры хором говорят, что ориентация на вал вредна. Она, в принципе, опасна, но нужно было 20 лет идти тернистым путем, чтобы в этом убедиться. Длинная дорога к пониманию азбуки экономической политики обставлена дорогими коттеджами распорядителей чужого и их бизнес-партнерами, шикарными автомобилями номенклатурных VIP-ов и мощными сетевыми бизнес-структурами властных фаворитов. А вот в конце этого пути — «могилы» предприятий-банкротов, бросивших бизнес предпринимателей, отчаявшихся инвесторов и огромные горы упущенных возможностей. 

Декларации властей не ориентироваться на валовой рост, к сожалению, противоречат практике выделения бюджетных ресурсов в рамках госпрограмм с формулировкой, смысл которой сводится к следующему: «льготы, субсидии и компенсацию по кредитам получите только при выполнении задания по выпуску продукции». 

Теоретическое просветление на словах не подтверждается конкретными действиями в сфере экономической политики. Если было бы иначе, доля льготных кредитов в общем объеме кредитования в 2015 году не сохранялась бы на уровне 40-45%. Если было бы иначе, Совмин не квалифицировал бы свою государственную программу, как документ только для служебного пользования. Это, пожалуй, уникальный случай в экономической истории, когда правительство шифруется и прячется от своих же граждан, коммерческих организаций и даже потенциальных инвесторов. 

Нет в правительстве начальника, который бы открыто выступал за сохранение жесткого регулирования цен. Даже Министерство торговли, хранитель советских традиций ценообразования, и то признало необходимость либерализации цен. Правда, условно и опять же в неопределенном будущем, но под давлением производителей товаров и нефинансовых услуг чиновники не могут больше прятаться за жупелом «социальной ориентации цен». 

От этой ориентации белорусских потребителей уже воротит. Дошло до того, что Беларусь начал заливать российский самогон, причем в таких количествах, что даже умудренные опытом белорусские самогоноварители начали жаловаться на Нацбанк, которые своей курсовой политикой способствует алкоголизации населения. 

Электронное правительство по-белорусски 

Премьер-министр Андрей Кобяков проявил чудеса в интерпретации государственно-частного партнерства, призвав индивидуальных предпринимателей спасти отечественную легкую промышленность. Мол, идите к чиновникам районного и областного уровня, информируйте их, сколько и каких товаров нужно закупать через государственные оптовые базы, чтобы удовлетворить все ваши пожелания. 

Пустить предпринимателей по этому тернистому пути — это то же самое, что отправить их в длинное эротическое путешествие. «Государственная оптовая база» под управлением чиновников по обеспечению десятков тысяч ИП товарами легкой промышленности — это как лесное хозяйство по разведению травоядных волков. Оно по определению успешным получиться не может. 

Лукашенко наверняка это знает, но ему же нужен повод для увольнения нынешнего руководства правительства. Нет шлёпанцев или кроссовок — в отставку. Тут пора вносить изменения в должностные обязанности премьер-министра и членов Совмина. За каждым закрепить с десяток товаров для ИП — пусть помогают обеспечить его поставки через государственные структуры. Предприниматели не смогут жаловаться на недостаток внимания со стороны государства. 

Рыночное полунедопонимание властей наглядно демонстрирует Мингорисполком. На фоне оглушительного провала «красных» директоров и нынешней системы управления госактивами столичные власти создают свою розничную сеть магазинов под брендом «Радзивиловский». Как будто в Минске уже нет никаких проблем (дороги ровные, садики отремонтированные, качественные спортплощадки — на каждом углу, весь город — безбарьерная среда для инвалидов), кроме товарного дефицита. 

Острое желание местных чиновников оставаться в бизнесе никуда не уходит. Его лишь оттеняет словесный поток больших начальников о необходимости рыночной ориентации белорусской экономики. Вот так они эту ориентацию понимают. В одной руке — пистолет (контрольные органы, штрафы, тюрьмы), в другой — планшет для ведения коммерческих переговоров всеми доступными современными методами. А вдруг удастся убедить население, что чиновник с планшетом — это и есть электронное правительство? 

Ярослав Романчук

Источник: naviny.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *