Автокластер безработных

Американская компания General Motors отказалась от продажи в России автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet. Также GM закрывает производственные проекты — в частности, завод «Джи эм авто» в Петербурге. То есть город лишается налогов от компании и приобретает более тысячи безработных. Эксперты отмечают, что говорить о полномасштабном кризисе петербургского автокластера рано, однако из-за сложной экономической ситуации забастовки и приостановки производства уже стали для автозаводов привычной практикой.

О том, что GM кардинально меняет направление бизнеса в России, стало известно в среду, 18 марта. К июню будет законсервирован завод «Джи эм авто», сборка на калининградском предприятии «Автотор» прекратилась в феврале. Продолжит работу только «Джи эм — АвтоВАЗ», правда, он будет производить и продавать только Chevrolet Niva текущего поколения. Планы по строительству новых цехов и реализации машин нового поколения были отменены.

Что касается самих автомобилей, то в компании решили к концу 2015 года увести с рынка Opel. Также россияне не смогут купить массовые модели Chevrolet — теперь GM будет импортировать только премиальные модели Chevrolet и Cadillac.

Экспертов реструктуризация гиганта не удивила. У концерна значительно упали продажи, в том числе из-за падения спроса, девальвации рубля, а следовательно, повышения стоимости продукции. «Только за январь-февраль этого года российские продажи автомобилей, произведенных на заводе GM в Петербурге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились более, чем в 7 раз (порядка 1600 штук за январь-февраль 2015 года). При таких темпах загрузка петербургского завода в 2015 году могла бы составить 10-15%», — подчеркнул в беседе с «Росбалтом» генеральный директор «Auto-Dealer-Spb» Михаил Чаплыгин.

Более того, проблемы у GM возникли еще в 2014 году — тогда компания продала 29,6 тыс. машин, что чуть ли не вдвое меньше показателя за 2013 год. В связи с не самым высоким спросом на машины шли сокращения работников, а завод неоднократно приостанавливал свою деятельность. Если бы «Джи эм авто» не готовился к консервации, то в период с 23 марта по 15 мая его бы в очередной раз перевели в режим простоя.

Также, по словам Чаплыгина, с 2008 года, когда завод заработал в Петербурге, так и не была понятна стратегия предприятия — например, концерн затянул с обновлением флагманских моделей — Chevrolet Cruze и Opel Astra. «Новой массовой модели так и не появилось, и было непонятно, зачем планировалось расширение завода до мощности в 230 тыс. автомобилей в год», — сказал он.

Стоит отметить, что для компании российский рынок не входит в число приоритетных. Это также могло стать причиной масштабного сокращения бизнеса GM в стране. «Автогиганты очень мало внимания уделяют России, поэтому реагируют на проблемы с задержкой и без особого пиетета», — заметил автомобильный эксперт Виктор Новиков.

И если аналитики оказались готовы к подобным новостям от американцев, то сотрудники завода в Санкт-Петербурге их точно не ожидали услышать. Как рассказал «Росбалту» член Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Роман Косенков, в начале года руководство пообещало, что в 2015 году все финансовые проблемы будут решены, а у сотрудников будет 13 суббот переработки. Однако обещание не было выполнено, и теперь компания предлагает написать заявления на увольнение «по собственному желанию с выплатой семимесячного оклада». Пока что никто такие соглашения не подписывал. Процедура, по данным Косенкова, должна состояться 31 марта.

Между тем уже известно, что члены профсоюза не согласны увольняться на таких основаниях. «Мы считаем, что семи окладов недостаточно. Пока что профсоюз не выработал позицию, но скорее всего мы будем требовать от 12 до 18 окладов. Нормальную работу, учитывая сложившуюся ситуацию, придется искать как минимум год. В противном случае готовы пройти официальную процедуру увольнения, которая в том числе подразумевает пять окладов и возможность встать на биржу труда», — заявил Косенков. Также он добавил, что на данный момент на заводе числятся 1100 сотрудников, среди которых непосредственно на производстве занято около 500-600 человек.

Петербургское правительство уже отреагировало на произошедшее. В частности, пресс-секретарь губернатора Георгия Полтавченко Андрей Кибитов от лица Смольного выразил надежду, что вопрос сокращения штатов будет решаться строго в соответствии с трудовым законодательством. Как сообщил «Росбалту» глава комитета по труду и занятости Дмитрий Чернейко, которому приказано контролировать ситуацию с работниками завода, уровень безработицы на данный момент составляет 0,4%, то есть не заняты, по официальным данным, 12 тыс. 300 человек. При этом в базе на данный момент 55 тыс. вакансий. «Спрос на квалифицированных представителей рабочих специальностей выше предложения. Большинство работников GM не должны остаться без работы», — заметил Чернейко.

В свою очередь Михаил Чаплыгин предположил, что часть работников в 2016 году сможет перейти на завод Toyota, на котором предполагается открыть к этому времени вторую очередь. Дополнительные рабочие могут понадобиться и на заводе Nissan, когда он восстановит объемы производства.

Важно подчеркнуть, что завод GM — не единственное проблемное место петербургского автокластера, успехи которого чиновники высокого уровня привыкли ставить себе в заслугу. Так, до конца марта приостановлена работа выше упомянутого завода Nissan в промзоне Каменка. А работники Ford Sollers во Всеволожске начали полномасштабную забастовку. Они, опасаясь сокращений или закрытия предприятия, требуют повышения компенсаций при увольнении, а также выплату полных зарплат во время простоя, в котором завод то и дело находится.

«Всегда неприятно, когда крупные компании уходят из города. Не знаю точных цифр, но допускаю, что GM платила довольно много налогов. При этом я не слышал, что кто-то еще из автокластера собирается уходить. К примеру, Huyndai работает на экспорт, продавая машины, произведенные в Петербурге», — заявил глава бюджетно-финансового комитета ЗакСа Максим Яковлев.

Другие собеседники «Росбалта» оказались не столь оптимистичны. По мнению Виктора Новикова, «есть опасность, что закроются и другие заводы». «Все ждут дальнейшего проявления кризиса. Понятно, что весна будет переломной — всем наконец должно стать понятно, ужесточится ситуация или нет. Говоря о проблемах GM, как минимум стоит заметить, что автоматически проблемы появляются у производителей автокомпонентов», — пояснил он. Также вслед за собой концерн, отказавшись от большого ряда моделей, потянул и дилеров.

Впрочем, Михаил Чаплыгин не ожидает, что весной спрос на автомобили может существенно подняться. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей в России падают с начала года: в феврале показатели снизились на 37,9% (по сравнению с февралем прошлого года), в январе — на 24,4%. Если говорить про петербургский авторынок, то он, по расчетам «Auto-Dealer-Spb», за первые два месяца сократился на треть: даже за один декабрь прошлого года удалось продать больше машин. По сравнению с 2014 годом сокращение продаж составляет примерно 35%. Неутешительны и данные по производству автомобилей. Как отчитался Петростат, оно уже упало на 27,8%. «Постепенно показатели падения продаж будут меньше, но в плюс в 2015 году выйдут вряд ли», — заключил эксперт.

Интересно, что еще одной версией резкого сокращения присутствия американской компании GM в России несколько представителей власти, беседовавших с «Росбалтом» анонимно, назвали политику. Якобы не просто так о закрытии завода было заявлено в годовщину присоединения Крыма к России. Обама виноват.

Петр Трунков

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *