Многие севастопольцы оказались «за бортом» собственного городского хозяйства.
Для жителей Крыма пребывание в составе Украины, в подавляющем большинстве, воспринималось как явная несправедливость. Поэтому, освободившись из-под юрисдикции Киева, люди искренне ждали, что теперь они смогут, наконец, спокойно жить и работать, строить достойное будущее для себя и своих близких. Но всё оказалось не так-то радужно.
В первые месяцы после референдума еще сохранялась уверенность в возможности безболезненной интеграции в экономику, социальную сферу и правовое поле России. С особым воодушевлением было встречено высказывание Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, сделанное во время визита в Симферополь в марте 2014 г.:
«В результате присоединения к России ни один житель Крыма и Севастополя не должен ничего потерять. Наоборот, только приобрести. Именно этого ждут от нас люди — создания условий для спокойной и достойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, ощущения того, что они являются частью сильной страны. Мы должны оправдать эти ожидания. Поэтому каждый вице-премьер, каждый министр несет полную ответственность в пределах своей компетенции за ситуацию в Крыму».
Положения, ориентированные на постепенную адаптацию жителей двух новых субъектов к новым реалиям, были отражены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Ст. 6 указанного закона со дня принятия Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию до 1 января 2015 г. на территории Республики и города федерального значения устанавливался переходный период, для урегулирования вопросов интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти.
Тем не менее, уже в первые недели после воссоединения в регионе заявили о себе разные экономические, социальные и иные проблемы, требующие практического решения.
И одной из наиболее острых проблем стала ситуация в сфере занятости населения. В течение 2014 г. произошло резкое увеличение уровня безработицы. Так, по данным Севастопольского Фонда социального страхования на случай безработицы, на 1 июня 2014 г. количество безработных, по сравнению с 1 января того же года, выросло на 25%. На учет в городском Центре занятости встали, в основном, люди с высшим образованием: экономисты, менеджеры, юристы и т.п.
Многие из них прежде работали в банковской сфере. После вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» Правление Национального банка Украины приняло постановление №260 от 06 мая 2014 г., «Об отозвании и аннулировании банковских лицензий и генеральных лицензий на осуществление валютных операций некоторых банков и закрытии банками обособленных подразделений, которые расположены на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя», финансовым учреждениям, расположенным на территории Крыма и Севастополя, запрещалось осуществлять свою деятельность по предоставлению банковских услуг населению и предписывалось в месячный срок принять необходимые меры по закрытию своих структурных подразделений. Несмотря на то, что руководство некоторых украинских банков в Севастополе и Крыму готово было адаптироваться к новым условиям, зарегистрировавшись согласно законодательству РФ.
В результате уже к июню 2014 г. сотни банковских служащих остались без работы. На сегодняшний день они составляют значительный процент от общего числа безработных, зарегистрированных в городском Центре занятости. Многие из этих людей являются специалистами с многолетним опытом и стажем работы.
Предполагалось, что к концу года на севастопольский рынок труда придут компании, которые создадут недостающие рабочие места. Однако эти ожидания не оправдались.
Вызвано это не только объективными причинами, такими как нежелание многих ведущих российских компаний осуществлять свою деятельность в Севастополе и Крыму, опасаясь подвергнуться неоправданным (с их точки зрения) рискам, попав под международные санкции. В практике некоторых работодателей сегодня имеет место другая отрицательная тенденция.
В течение 2014 г. в Севастополе проводилась постепенная ликвидация предприятий, учреждений и организаций, созданных в момент нахождения полуострова под украинской юрисдикцией. Созданные вместо них аналогичные либо пришедшие на смену украинских российские организации и структуры нередко демонстрируют собственную незаинтересованность в местных специалистах, присылая соответствующие кадры с материка. Таким образом, вместо плавной адаптации к новым условиям, работник фактически исключается из профессиональной и деловой жизни, либо вынужден переквалифицироваться и соглашаться на низшую должность и соответствующий оклад.
По сути, многие специалисты с высшим образованием из числа местных жителей оказались, в большинстве своем, невостребованными, либо поставлены в худшие условия, чем при украинской власти. Прежде всего, это касается заработной платы, уровень которой в Севастополе продолжает оставаться сравнительно низким (при неуклонно возрастающих ценах).
В особенно непростом положении оказались юристы и государственные служащие. Зачастую людям, окончившим украинские ВУЗы и длительное время работавшим по специальности, отказывают в приеме на работу. По мнению работодателей, они, якобы, недостаточно хорошо осведомлены в российских законах.
Доводы о том, что это не может служить препятствием для работы в российском учреждении, поскольку, при всех специфических отличиях, базовые принципы права, закрепленные в основополагающих нормативно-правовых документах, законах и кодексах — едины и для России, и для Украины — часто не принимаются. Работодатель просто не заинтересован в работнике, которого, по его мнению, следует обучать. Хотя очевидно, что если человек на протяжении многих лет успешно трудился, например, в банковской сфере, ему известен перечень нормативно-правовых актов в российском законодательстве, которыми следует руководствоваться в решении текущих вопросов, поэтому адаптация к новым условиям в данном случае принципиально мало чем отличается от той, которую в первые недели и месяцы после приема на работу проходит всякий сотрудник.
Конечно, жителям города, остающимся на сегодняшний день без работы, обидно: они выразили свою волю на референдуме 16 марта 2014 г., проголосовав за воссоединение с Россией. Во время «Крымской весны» многие из них активно поддерживали мероприятия местной власти по обеспечению законности и правопорядка на территории Севастополя, ходили на митинги, собирали денежные средства, продукты питания и теплые вещи для отрядов самообороны. Безусловно, эти люди надеялись на постепенную адаптацию к новым реалиям, на продолжение работы по специальности, пусть и на прежним условиях, но с гарантией.
Однако в теперешней ситуации местные специалисты чаще всего оказываются не у дел. Такое отношение со стороны работодателей зачастую не только необоснованно, но и вредно, поскольку провоцирует недовольство и социальную напряженность.
Это вдвойне недопустимо в условиях, когда внимание мирового сообщества приковано к происходящему в Крыму и на территории Украины. Любые факты, свидетельствующие об ухудшении жизни на полуострове, становятся известны за Перекопом и активно используются сторонниками киевской власти в их пропаганде.
Безработица в Севастополе перестает быть чисто социальной проблемой, приобретая политический оттенок.
На сегодняшний день ситуация, сложившаяся на рынке труда в Севастополе, в целом, остается весьма непростой. После завершения переходного периода общее число лиц, вставших на учет в городском центре занятости, выросло многократно за счет уволенных специалистов, работавших в украинских государственных и муниципальных учреждениях до их ликвидации в конце 2014 года. По данным мониторинга 97-ми предприятий города, в 2014 г. были уволены 3 913 человек при общей численности сотрудников 12,7 тысяч. Люди остались без работы из-за недостаточного финансирования организаций, уменьшения объемов работ, отсутствия лицензий на выполнение определенных видов деятельности, а также в результате ликвидации или реорганизации предприятий.
Общая численность зарегистрированных безработных в Севастополе на конец декабря прошлого года составила 2230 человек. Но это только официальные данные. Более того, эта цифра в ближайшее время может существенно вырасти, так как, согласно информации, опубликованной 26 февраля 2015 г. на севастопольском новостном портале «Forpost», о возможном сокращении в этом году 213-ти работников уже уведомили 7 предприятий города. Кроме того, город постепенно наполняется рабочей силой, прибывающей из Донбасса.
Таким образом, вопрос предоставления коренным севастопольцам преимущественного права на трудоустройство приобретает особую актуальность и становится, в соответствии с российским законодательством, вопросом защиты прав человека.. Подобные положения, касающиеся определенных категорий граждан, содержатся, кстати, и в ст.5, 8, 9, 10, 20 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В частности, установлено преимущественное право на занятие должностей нотариусов, судей, сотрудников органов ФСБ, прокуратуры, военнослужащих для лиц, занимавших аналогичные должности на момент вхождения Крыма и Севастополя в состав России.
Необходимость законодательного урегулирования ситуации в сфере занятости населения признают и представители местных органов власти. Это было озвучено на состоявшемся 11 февраля 2015 г. в стенах Законодательного собрания Севастополя круглом столе на тему «Структурные проблемы рынка труда: особенности налогообложения, страхования иностранных и местных сотрудников, сложности получения миграционного патента». Признав наличие проблем, связанных с безработицей, и отрицательное влияние, которое оказали на город экономические санкции, кризис, резкий переход на другую платежную систему и новое законодательное поле, участники мероприятия признали, что предложить достойную оплату сотрудникам на уровне, среднем для России, город пока, к сожалению, не может.
В то же время во всеуслышание заявлено, что в первую очередь решать нужно проблему трудоустройства местного населения.
Если же окажутся вакантными места, не занятые севастопольцами, хорошо оплачиваемые, тогда уже можно говорить о привлечении иностранных сотрудников. Такое мнение высказал заместитель председателя Законодательного собрания Александр Кулагин.
Принятие законодательных актов, регулирующих трудовые отношения, как на местном, так и на общегосударственном уровнях, позволит устранить многие недоразумения, защитить права и законные интересы местного населения.
Дмитрий Соколов
Источник: stoletie.ru