Сколько будет стоить иномарка в 2015 году?

Ослабление рубля неминуемо приведет к переделу российского автомобильного рынка

Миф об иномарке как символе успешности был развеян к концу 1990-х. В «нулевые» импортные авто стали доступными и привычными. Но, похоже, история повторяется, и в 2015 году словосочетание «купил иномарку» будет снова означать «выделился из толпы».

Хроника пикирующего рубля

Основным мотиватором роста цен на иномарки стало ослабление рубля по отношению к основным валютам. Волна переписывания прайсов началась в октябре, и к первой половине ноября стоимость повысили 24 бренда как «народного» сегмента, так и премиального. Большинство марок предпочло действовать дифференцировано, поднимая стоимость отдельных моделей. Подорожание чаще всего укладывалась в 5% — относительно безопасная величина.

Лихорадочность ситуации доказывает тот факт, что некоторые бренды не смогли обойтись однократным повышением. Например, если изначально базовый Renault Logan нового поколения стоил 355 тысяч рублей, то 17 ноября прайс был увеличен до 365 тысяч, а уже 2 декабря – еще на пять тысяч до 370 тысяч рублей.

Во многих случаях подорожание постарались завуалировать выходом новых (или рестайлинговых) версий: такова ситуация с Nissan Juke, Volkswagen Touareg и Audi Q3. Зачастую и этого оказывается недостаточно: так, с начала декабря Juke и еще три популярные модели Nissan (Almera, Qashqai, Terrano) снова подорожали на величину 2-3%. Если еще год назад базовый Juke со 117-сильным мотором стоил 649 тысяч, то менее мощная рестайлинговая версия с 94-сильным двигателем – от 685 тысяч. А после очередного подорожания ее ценник перевалит за 700 тысяч рублей, тогда как 117-сильный Juke будет стоить от 828 тысяч рублей.

Пул марок, переписывающих цену, продолжил расти в декабре: так, в пределах 5% подорожали некоторые модели Volkswagen, BMW, Infiniti… Де-факто в той или иной форме стоимость хотя бы некоторых моделей повысили почти все компании, но эффект еще не в полной мере прочувствован населением из-за скидок, программы утилизации и предновогодних подарков от дилеров (шины, бесплатные пакеты опций).

В первую очередь «инфляция» коснулась популярных моделей. Причины понятны: повышение цены – шок для покупателя, и в случае невостребованных машин это может остановить продажи совсем.

Маркетинговый ход конем попыталась сделать Kia, выпустив «антикризисную» комплектацию Cee’d стоимостью 595 тысяч (без учета скидок). Казалось бы, заманчиво. Но список оборудования режет глаза, как горький лук: Бог с ним, с мотором 1.4 л (100 л.с.), но, если верить официальным прайсам, у базового «Сида» нет не только кондиционера, но даже АБС и подушек безопасности. Из удобств – одинокая аудиосистема.

Впрочем, упомянутые 5% – далеко не предел. Многие марки предпочли не афишировать изменение прайсов, и на ряд моделей в декабре цены выросли более чем 10%, на некоторые импортируемые — почти на 20% (например, Opel Meriva).

Некоторые, как АвтоВАЗ, и вовсе заявили о сохранении прайса, ограничив срок обещания декабрем 2014 года. То есть, вполне логично ожидать подорожания «Лад» с Нового года.

Что ждет в 2015-м?

Судя по всему, 5-10% к цене покажутся счастьем. Оценки разнообразных аналитиков рынка начала декабря ограничивали величину подорожания машин отечественной сборки диапазоном 10-15%, иномарок – 20-25%, тогда как для исконно российских моделей рост цены должен уложиться в 10%.

Но 16 декабря, после резкого скачка курсов валют, делать прогнозы стало сложнее. Многие дилеры приостановили продажу автомобилей, ссылаясь на неопределенность ситуации. Прогнозировать уровень цен 2015 года с точностью до рубля сейчас не берется никто, но подорожание относительно осеннего уровня будет измеряться десятками процентов.

Локализационный иммунитет

Является ли местная сборка защитой от колебаний курсов валют? Да, но лишь отчасти, и в разной степени для разных марок.

Из иностранных брендов наибольшую локализацию имеет Datsun и Chevrolet Niva, однако де-факто это российские модели. Из «настоящих иномарок» наиболее обрусели Renault Logan и Sandero, но даже в их случае уровень локализации составляет порядка 75%.

Большая часть бюджетных иномарок, вроде Polo Sedan, балансируют на грани 50-процентной локализации или ниже. Завод Toyota под Питером только в декабре этого года достиг уровня локализации 30%.

Серьезной «поблажкой» для моделей, выпускаемых в режиме промосборки, являются низкие пошлины на импортируемые автокомпоненты (их величина находится в диапазоне 0-5% против 30-40% в случае с обычным импортом). Поскольку в России пошлины также увязаны с курсами валют, ввозимые модели получат пропорциональную надбавку.
В любом случае, изменение курсов валют бьет по всем иномаркам, хотя и в разной степени. Касается оно и техники, выпускаемой под отечественными брендами, поскольку импортные компоненты есть в автомобилях Lada, UAZ, «Газель». Более того, в случае с некоторыми машинами, той же «Газелью», тренд последнего времени как раз и заключался в увеличении числа импортных деталей. Кроме того, есть непроизводственные расходы в валютном эквиваленте, например, на стажировку людей за границей или зарплаты иностранным топ-менеджерам.

Рыночная «гармошка»

Поэтому, если курсы валют не обвалятся резко, в начале 2015 года цены повысятся на все модели, однако степень этого повышения может быть разной, что растянет рынок гармошкой, увеличив ценовую разницу между машинами разных классов: между отечественными и иномарками, между иномарками с глубокой локализацией и ввозимыми из-за рубежа. Скорее всего, увеличится и зазор между народными брендами и премиальными, которые имеют крайне ограниченный процент локализованных моделей и менее чувствительны к изменению цены.

Угадывать прайсы — дело неблагодарное, но по ситуации на середину декабря можно предположить, что стоимость Lada Granta в хорошей комплектации приблизится к полумиллиону рублей, стоимость бюджетных иномарок в ходовых версиях перевалит за 600-700 тысяч, гольф-класс будет начинаться от 800 тысяч, среднеразмерные кроссоверы уверенно переместятся за порог 1 млн рублей даже в слабеньких комплектациях. Будем рады, если это прогноз окажется чересчур пессимистичным. Похоже, иномарки вновь превращаются в продукт, доступный лишь самым успешным и оптимистично настроенным россиянам.

Между тем, автопроизводители могут использовать разные рыночные стратегии: скажем, кто-то может временно поступиться маржой и маркетинговыми расходами ради сохранения или увеличения рыночной доли. Но по состоянию на сегодняшний день, курсы валют настолько высоки, что даже отказ от прибыли не компенсирует надбавку за импортируемые компоненты.

Покупать ли машину сейчас?

Предложение все более ограниченно: на складах многих дилеров либо не осталось машин, либо есть только дорогие и не самые ходовые комплектации. Некоторые дилеры прекратили продажу автомобилей до прояснения ситуации. Но если вы твердо настроены обновить автомобиль, лучше поискать вариант сейчас, хотя речи о выборе желаемой марки, модели, комплектации или цвета уже не идет: скорее, придется брать из того, что еще осталось.

Артем Краснов

Источник: km.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *