Рубль подогнал авторынок

Авторынок России значительно просел в сравнении с предыдущим годом, однако в ноябре аналитики зафиксировали резкий рост спроса на автомобили. Покупателей в автосалоны гонят инфляционные ожидания, констатируют эксперты, и прочат авторынку непростой 2015 год.

Ноябрьские лидеры

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подсчитала, что за 11 месяцев текущего года автомобильный рынок России снизился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Продажи снижались практически весь год, однако в ноябре автосалоны вновь ощутили наплыв покупателей. Как итог, в ноябре показатель продаж превысил уровень предыдущего месяца и оказался лишь на 1,1% ниже ноября предыдущего года. «В необычных условиях случаются неожиданные вещи, — заметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — В течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице, ему помогала программа государственных субсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году».

Как видно из статистики АЕБ, покупатели уже не так спешили за отечественными «Ладами»: по сравнению с ноябрем 2013 года марка ушла в минус на 17%. На 22% упали продажи Chevrolet, хотя по сравнению с предыдущим месяцем темпы снижения продаж заметно сократились. Минус показали также Volksvagen (14%) и Ford (26%). Наибольший рост в первой десятке лидеров показала Toyota – 32%. Что касается высокого ценового сегмента, то, например, среди «большой немецкой тройки» в значительном минусе оказались BMW (24%) и Audi (23%), показатель продаж Mercedez-Benz вырос на 7%. Со знаком плюс торговались также автомобили Lexus (63%), Jeep (33%), Infinity (23%), а продажи Volvo практически не изменились.

Если говорить о моделях автомобилей, то в ноябре расстановка сил в первой тройке лидеров поменялась: Lad’у Granta с первого места сместила «нашемарка» KIA New Rio. За месяц было продано почти 11 тысяч автомобилей этой модели, а прежний лидер с отрывом в 300 автомобилей ушел второе место. Далее следует «брат» KIA – Hyundai Solaris. За месяц из десятки выбыли Lada 4×4 и Nissan Almera, а настоящий рывок совершила попавшая в список Toyota Rav4 – в предыдущем месяце она занимала в рейтинге лишь 22 строчку.

«Горячие пирожки»

Повышенный спрос на автомобили адекватен сложившейся экономической ситуации, считают эксперты. Генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин выделяет три основных причины высокой покупательской активности. «Во-первых, резкий рост курсов основных валют, — население спасает свои рублевые накопления, в том числе, через покупку автомобилей, — говорит эксперт. — Во-вторых, почти каждый день мы слышим объявления компаний о повышении цен на автомобили. Уже часть импортеров увеличила цены с 1 декабря, другие объявили о росте с 1 января. В-третьих, продолжается программа обновления автопарка, которая направлена на стимулирование рынка».

Напомним, одним из первых об удорожании автомобилей заявил BMW. Сейчас поднимаются ценники на некоторые модели марок автомобили Nissan, Renault и другие и «торопят» покупателей приобретать их по старой цене. В течение месяца, по мнению экспертов, автомобили подорожают в среднем на 10 – 15% в зависимости от места сборки. «Ряд компаний объявили о поднятии цен на автомобили, другие уже подняли. Между тем у дилеров еще остались автомобили, которые были выпущены по старой цене. Инфляционные ожидания подстегнули спрос на автомобили, и люди пошли в автосалоны», — отмечает директор по маркетингу «Атлант-М Балтика» Василий Орехов. Он отметил, что покупки спешат делать те, кто итак планировал в осязаемой перспективе приобрести автомобиль. А вот автомобиль как средство приложения инвестиций он не рассматривает: слишком быстро теряет в цене.

Помимо этого, отмечает Василий Орехов, часть повышенного спроса формируют также наши соседи по экономическому пространству – жители Белоруссии. Белорусская валюта обесценивается к доллару значительно более плавно, чем российский рубль, пояснил эксперт. В долларах автомобили в России подешевели гораздо быстрее. Белорусы спешат воспользоваться курсовой разницей, благодаря которой им стало выгодно сейчас перевести свои сбережения в рубли и успеть приехать в Россию за новой машиной. «До 30 процентов соединений с нашего сайта в последние недели идет из Белоруссии. Такого не было никогда, — говорит Василий Орехов. – Из Белоруссии едут за автомобилями в Петербург, Москву, а у нашего подразделения в Смоленске по этой причине сейчас рекордные продажи».

Рост покупательской активности начиная с ноября отметили в автоцентрах «Аврора». Руководитель отдела рекламы компании Карина Сафанова поведение покупателей объясняет тем же комплексом причин, обусловленных нестабильной экономической обстановкой: желание быстрее защитить сбережения от инфляции и приобрести автомобиль до того, как цена на него вырастет. В данный момент модельный ряд автодилера в среднем подорожал на 5 – 10%.

«Путин» нам поможет?

В декабре эксперты ожидают сохранение высокого спроса на автомобили. В первые две «выходные» недели будущего года продажи, по традиции, будут низкими. Прогнозы о том, что будет в январе, когда склады с автомобилями по «старой» цене опустеют, неоднозначны, а по году в целом – пессимистичны. «Если инфляционные ожидания покупателей будут по-прежнему высокими, в январе продажи пойдут, — говорит Василий Орехов. — Но надо учесть, что сейчас люди совершают покупки, которые могли бы состояться в 2015 году. Скорее всего, он будет непростым». «Продажи сохранят высокий уровень, пока на складах будут автомобили по «старой» цене», — говорит Карина Сафанова. По ее мнению, показатель продаж в 2015 году вряд ли превысит уровень текущего года. Михаил Чаплыгин отмечает: в январе-феврале будет затишье, а дальше все уже будет зависеть от того, что будет с курсом рубля, и стартуют ли новые программы поддержки авторынка.

Как считают эксперты, будет важна любая мера господдержки, которую будет способно предложить государство. Федеральные чиновники уже задумываются о том, как стимулировать продажи автомобилей в стране. Первый шаг в этом направлении сделан – в сентябре правительство возобновило программу утилизации авто, которая вернулась к жизни с небольшим апгрейдом. Программа будет жить и в 2015 году. Но прорыва от нее не ждали и не ждут в силу того, что выплаты по сертификатам за утилизацию автомобилей более чем недостаточны для обновления личного автопарка.

На днях правительство страны выступило с предложением разрешить покупки транспортных средств за счет материнского капитала. Примут ли его, неизвестно. Так, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец на этой неделе заявила, что сомневается в целесообразности использования маткапитала на эти цели: все-таки автомобиль в отличие от жилья и образования – дело приходящее. Одновременно профильные министерства будут прорабатывать вопрос о возможности возобновления программы льготного автокредитования, по которой государство ранее компенсировало покупателям авто часть процентной ставки по автокредиту. Посредством этой программы в прошлом году было реализовано порядка 10% автомобилей. В июне этого года Российская ассоциация автодилеров направила в Минпромторг письмо, в котором предлагала возобновить эту программу, расширив ценовой коридор приобретаемого автомобиля до 1 млн рублей.

Решение о новых мерах господдержки авторынка может быть принято в феврале.

Анна Беляева

Источник: baltinfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *