Импортозамещение отлучили от газа

В Ставропольском крае приостановлена работа крупных стекольных предприятий, накопивших значительные долги перед газовиками. Представители отрасли уверены, что ситуация системная и предсказуемая — проблемы стекольщиков стали следствием значительных вложений в модернизацию производства с целью вытеснить с рынка импортную продукцию.

В середине марта ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» сообщило об ограничении подачи газа для стеклозаводов ОАО «ЮгРос­Продукт» (ЮРП), расположенных в Новоалександровском и Красногвардейском районах Ставрополья. Причиной этих мер стало наличие непогашенной задолженности на общую сумму в 726 млн рублей, в том числе просроченной в размере около 682 млн рублей. В пресс-службе газовой компании уточняют, что ограничение связано «с неисполнением условий договоров поставки газа в части оплаты», но при этом оно «проведено в щадящем для оборудования заводов режиме» — заводы получают ровно половину заявленных объёмов газа для того, чтобы не нарушать технологический процесс.

Как отмечают эксперты рынка, ситуация на Ставрополье не уникальна — она характерна для многих российских предприятий отрасли и была порождена активным импортозамещением (причём ещё до того, как это слово вошло в моду). По данным Стеклосоюза России, с 2000 по 2010 год отечественные стеклозаводы вдвое нарастили свои объёмы производства, что привело к резкому сокращению импортной продукции — с 60 до 3,5%. К примеру, за это время доля отечественного листового стекла на рынке выросла с 4,2–4,3 до более чем 11 млн тонн, производство стеклотары — с 5,6 до 14,2 млрд условных банок в год. Оставшиеся 3,5% импорта составляет главным образом медицинское стекло, объёмы которого должны быть замещены уже в ближайшие годы.По словам генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»Николая Романова, его компания располагает достоверной информацией о том, что в производстве арбитражных судов Москвы и Ставропольского края находятся иски ряда коммерческих предприятий и государственных структур о признании ЮРП банкротом на общую сумму более 7 млрд рублей. Со своей стороны, генеральный директор ЮРП Сергей Яшкунов на пресс-конференции в Ставрополе подтвердил, что в настоящий момент руководство предприятия вынуждено остановить его работу из-за ограничений поставки газа. Однако, по его утверждению, на руках у менеджмента ЮРП имеется решение Верховного суда РФ, освобождающее предприятие от уплаты суммы долга. В компании заявляют, что стеклозаводы потребили значительно меньшее количество газа, чем им выставили по счёту, поэтому спорная сумма должна быть значительно ниже — около 500 млн рублей. Поэтому стекольщики намерены обращаться в суд по поводу решения газовиков об ограничении поставок газа.

До 2020 года, согласно планам федерального правительства, объёмы производства стекла в России должны вырасти ещё вдвое. Уже в 2016 году производство листового стекла может достигнуть 310-312 млн кв. м, что перекроет показатели всего СССР в 1985 году (300 млн кв.м). Только в этом году в России запускается ряд производств по выпуску пеностекла (ещё пять лет назад 100% его импортировалось), стеклогранулята, стеклощебня, стеклоарматуры и стеклосетки.

Однако из-за экономического кризиса и сокращения спроса со стороны стройкомплекса (76% всех заказов) и АПК (строительство теплиц) произошло вполне ожидаемое сужение рынка и падение продаж. Свою лепту внесли и знаменитые «антипивные» законы, следствием которых стало сокращение потребления пива и производства пивной бутылки. А сложная финансовая ситуация и сложности с кредитованием поставили многие энергоёмкие предприятия стекольной отрасли на грань банкротства из-за долгов перед ресурсоснабжающими компаниями.

«В результате широкой программы реконструкции отрасли (под неё попали 80 процентов всех заводов) стекольные компании оказались закредитованными — это системная проблема, — поясняет президент Стеклосоюза России Виктор Осипов. — Аналогичные сложности возникли и у “ЮгРосПродукта”, который потратил серьёзные средства на модернизацию. Но у них опытный менеджмент, справится. Тем более что к 2018 году правительство поставило перед отраслью задачу, чтобы 90 процентов фармацевтического стекла производилось в России, а ЮРП как раз и специализируется на его выпуске».

В ситуации ослабления курса рубля на помощь стекольщикам может прийти экспорт. «Мы пытаемся компенсировать валютные риски, прежде всего усиливая экспортное направление, которое раньше в основном ограничивалось странами СНГ, — говорит генеральный директор и основной бенефициар новочеркасского стекольного завода “Актис”Владимир Базиян. — Теперь мы стали выходить на рынок стран Средиземноморья, например, Сербии и Черногории. По цене мы сегодня очень конкурентоспособны, и через пару лет хотели бы поставлять на экспорт 100–200 миллионов бутылок».

Кроме того, представители отрасли ожидают, что стекольщикам помогут различные инициативы правительства в других сферах экономики, например, выделение порядка 20 млрд рублей на поддержку ипотечного кредитования, программа по капитальному ремонту жилья, а также расширение строительства предприятий АПК, работающих по технологии защищённого грунта. Учитывая эти перспективы, банкротство недавно модернизированных предприятий «ЮгРос­Продукта» с мощностью 16 млн кв. м листового стекла и 450 млн условных банок стеклотары в год едва ли выглядит целесообразным для кредиторов.

Источник: kavpolit.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *