Роль рабочего класса в современном мире и в марксизме

Как известно, Маркс и Ленин, происходившие из буржуазной интеллигенции, и Энгельс, из буржуазии, связали свою судьбу с пролетариатом. Почему они это сделали? Не только потому, что они жалели «бедных рабочих». Большинство крестьян в то время жили еще хуже рабочих. 

А дело в том, что в пролетариате — классе наемных работников, классики марксизма увидели класс будущего, тот класс, который способен сокрушить капитализм и привести человечество к социализму.

Что же такое пролетариат? Это класс наемных работников, лишенных собственности на средства производства и вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам, которые получают прибыль за счет эксплуатации труда пролетариев.

Иногда возникает вопрос о соотношении классических пролетариев — промышленных рабочих, и других наемных работников.

Маркс в основном говорил о пролетариате, как о рабочих. Ленин также часто, когда писал о пролетариате, говорил о нем как о «классе фабрично-заводских рабочих». В то же время Ленин указывал, что многие другие наемные работники, например, продавцы («приказчики») ничем не отличаются от рабочих.

Производство материальных продуктов с экономической точки зрения, с точки зрения отношений собственности и эксплуатации, ничем не отличается от производства нематериальных услуг или интеллектуальных продуктов, если это производство организовано на базе тех же самых производственных отношений, например, капиталистических.

Маркс пишет:

«Актер, например, и даже клоун, является, в соответствии с этим, производительным работником, если он работает по найму у капиталиста (антрепренера), которому он возвращает больше труда, чем получает от него в форме заработной платы; между тем мелкий портной, который приходит к капиталисту на дом и чинит ему брюки, создавая для него только потребительную стоимость, является непроизводительным работником. Труд первого обменивается на капитал, труд второго — на доход. Первый род труда создает прибавочную стоимость; при втором потребляется доход». «. (К. Маркс, Капитал, т. 4// собрание сочинений, 2-ое издание, т. 26, ч.1 с. 139)

Т.е. в этой цитате Маркс прямо указывает, что в сфере нематериального производства и услуг (актер и клоун), если она организована по-капиталистически, создается стоимость и прибавочную стоимость. Следовательно, эти работники будут пролетариями. В то же время в сфере материального производства (портной), если она организована не по-капиталистически (капиталист нанимает портного для личного потребления, а не для продажи на рынке продукта его труда), прибавочная стоимость не создается.

Надо добавить, что во времена Маркса и Энгельса и Ленина тоже инженеры и другие представители «интеллигентных» профессий, которых тогда было немного, находились в привилегированном положении стояли ближе к буржуазии, чем к рабочим. Сейчас ситуация изменилась, инженерно-технические профессии стали массовыми, и платят этим работникам часто меньше, чем рабочим. Поэтому, учитывая, что инженеры также работают в сфере материального производства, происходит стирание различий между рабочими и инженерами.

Тем не менее, очевидно, что рабочий класс крупной промышленности представляет собой авангардную и наиболее «пролетарскую», если так можно выразиться, часть всего пролетариата. С чем это связано?

Во-первых, рабочие крупных предприятий работают вместе, в рамках крупных трудовых коллективов и единых технологических процессов. Это дает им более развитое чувство коллективизма, которое является наиболее важным для сознательного пролетария. Практика показывает, что и в случае конфликтов с администрацией рабочие обычно ведут себе более по-боевому, чем офисные работники, работающие на том же предприятии.

Во-вторых, промышленные рабочие непосредственно создают материальные блага, а именно материальное производство — это основа жизни общества. Поэтому рабочий класс стоит, так сказать, «у истоков» цивилизации, что делает его потенциально способным руководить обществом и вести общество вперед.

Иногда говорят, что сегодня рабочий класс якобы — это класс прошлого, что у нас будто бы какое-то «постиндустриальное общество». На самом деле наше общество больше, чем когда-либо, является индустриальным. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно обернуться вокруг и посмотреть на те вещи, которые нас окружают — от мобильного телефона, лежащего на зарядке от электрической сети, и ловящего сигналы от космических спутников, до дома, в котором мы живем. Ясное дело, что благодаря росту производительности труда общество может высвободить больше работников для сфер, не связанных с материальным производством. Что, кстати, далеко не всегда служит для блага человечества (как, например, медицина, спорт и т.д.), а часто вызвано проблемами капиталистической системы, которая для поддержания своего существования нуждается в огромной армии различных менеджеров, юристов, охранников и т.д., не говоря уж об обслуге класса буржуазии. Но труд рабочего не только дает возможность существовать всем остальным, но и определяет направление прогресса, сам облик общества.

При этом количество рабочих в мире не падает, а растет. Некоторое падение имеет место в странах Запада, в связи с выводом части производства в страны с дешевой рабочей силой, но в мире в целом рабочий класс увеличивается. В России в результате контрреволюционного переворота 1991 г. и вызванной им катастрофы произошел развал промышленности, и численность рабочих и ИТР резко упала. Но даже и сейчас, по данным статистики, промышленные рабочие составляют около 40% от экономически активного населения! Понятно, что упала доля высокотехнологичных отраслей и крупных коллективов, но сам факт налицо. В 1917 году доля рабочих была намного меньше, что не помешало рабочему классу совершить революцию.

Алексей Шмагирев

Источник: rotfront.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *