Земля в обмен на волю

Президент России Владимир Путин неожиданно поручил проработать предложенную ранее вице-премьером Юрием Трутневым идею бесплатного выделения в аренду на пять лет одного гектара земли каждому жителю Дальнего Востока, а также переселенцам. План предполагает возможность получить землю в собственность в случае добросовестного ее использования под сельское хозяйство, бизнес, лесное дело либо охоту.

Региональные власти, разумеется, тут же заторопились с собственными предложениями, чтобы продемонстрировать свою лояльность федеральному центру. Глава Магаданской области Владимир Печеный заявил, что регион готов дать и больше, чем предлагает президент.

«Мы можем выделить и по пять гектаров каждому переселенцу, лишь бы эту землю брали. Конечно, в этом вопросе должен быть определен порядок выделения, о чем и сказал президент, поручив сформулировать эти предложения, но, что касается самой возможности предоставления земельных участков, земли на Колыме много, и проблем с ее выделением не будет», — цитирует пресс-служба правительства Магаданской области Владимира Печеного.

Инициатива, разумеется, всем сразу напомнила о программе массового переселения крестьян в Сибирь, которую реализовывал председатель правительства Российской империи Петр Столыпин чуть более ста лет назад. Тогда, напомним, всего за восемь лет — с 1906 по 1914 год — за Урал по государственной программе и сами по себе перебрались немногим более трех миллионов крестьян. В итоге население региона увеличилось едва ли не вдвое, резко возросли размеры российского зернового и в целом аграрного экспорта за рубеж. Программа Столыпина однозначно могла быть признана успешной, с учетом того, что одной из главных ее политических целей было удержание обширных незаселенных земель, принадлежащих Российской империи.

Насколько это актуально сегодня? Очевидно, что рядом с перенаселенным Китаем российские приграничные территории Сибири и особенно Дальнего Востока и сегодня выглядят почти пустыми. Притока населения практически нет, зато отток его достаточно велик. Исключение составляют разве что крупные города, вроде Владивостока или Хабаровска. Однако этим сходство с ситуацией столетней давности исчерпывается. У России нет сегодня такого избытка населения, которое привыкло работать на земле и которому ее не хватает в центральной части страны. Нет и потребности в резком наращивании аграрного производства, поскольку зерна и так выращивается в избытке, а остальная продукция, произведенная в Сибири, сегодня вряд ли будет конкурентоспособной на мировом рынке.

Третья проблема — юридическое оформление сделки с государством. Если в начале ХХ века планирование на 5-10 лет вперед выглядело нормально, и люди могли пешком пойти за Урал в надежде получить несколько гектаров земли сначала в аренду, а затем в собственность, то современные россияне властям могут просто не поверить.

«Дайте мне землю в собственность сейчас, а я уж сам решу, что мне с ней делать, может, даже, продам тем же китайцам», — так вполне может рассуждать современный российский «аграрий», который еще в середине 1990-х годов успел «загнать» свой пай в родном колхозе или совхозе непонятному криминальному «инвестору».

Неудивительно, что, несмотря на массовую реакцию со стороны граждан, которые активно обсуждают инициативу президента в социальных сетях, правы, вероятно, окажутся эксперты. Они оценивают предложение Владимира Путина как политический жест. Достаточно важный — с точки зрения публичного продвижения плана по экономическому развитию Дальнего Востока. Однако с прикладной точки зрения он явно окажется невостребованным. Не поедут жители Краснодара или Курской области (и даже мигранты из Восточной Украины) на Колыму даже за пятью гектарами земли. Ведь для того, чтобы ее использовать, а не продать, нужно не только умение, но, в современных условиях, еще и дорогостоящая техника, деньги на строительство необходимых помещений, в общем — инвестиции в инфраструктуру. А взять их «рядовому россиянину», которому на словах нужна бесплатная земля, негде.

Единственный способ — брать кредиты в банке под огромные проценты и превращаться фактически в крепостного. Ну а получать «землю в обмен на волю», как в позднем Средневековье, россияне пока не готовы.

 

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *