Засаленный патриотизм

Пропаганда – дело довольно тонкое. И «план по валу, вал по плану» там не всегда хорошо работает. До определенного предела нарастание громкости с эффективностью поражения мозгов связано прямо – чем громче, тем эффективнее. Но потом, после достижения некого порогового значения характер связи меняется: психический организм адресата пропаганды начинает защищаться, и хорошо работавшие раньше слова теперь вызывают отторжение. Слова занашиваются, засаливаются – блестящие раньше, теперь они становятся «блестящими в некоторых местах».

В принципе, не нужно быть психологом, чтобы это заметить. Помните, что произошло с коммунистической пропагандой, рвущей уши (и души) сначала из каждого репродуктора, а потом и из каждого утюга? Ее просто перестали слышать.

Ну, ладно – это дело старое. Но посмотрите, как занашиваются слова уже в самые последние годы. И прекрасные слова, между прочим. Скажем, слово «духовность». Стоило отделу по делам религий срастись с отделом пропаганды ЦК КПСС, то есть я хотел сказать, стоило патриархии усилить свой голос средствами государственной пропаганды, когда «Слава Богу» зазвучало из каждого утюга точно так же, как раньше – «Слава КПСС», так немедленно (ну, не совсем немедленно, конечно – несколько лет на это ушло) прекрасные идеи настоящего, не мракобесного христианства, идеи, в сущности, очень привлекательные, превратились в медь звенящую, точно так же рвущую уши и души, как раньше их рвала коммунистическая пропаганда. Справедливости ради должен заметить, что судьбы таких слов, как «демократия» или «антикоррупция» оказались немногим более удачны.

Сегодня то же самое происходит со словом «патриотизм». Грязные, алчные руки ухватились за него. И прекрасное слово (ведь патриотизм – это любовь; к слову, вы давно видели патриота, светящегося любовью?), стало сначала пачкаться, а потом и просто-таки лосниться. Дурака нельзя заставлять молиться богу, даже если это бог патриотизма.

Хотите посмотреть, как это происходит? Пожалуйста. Кто-то с усердием не по уму решил отпраздновать в Москве годовщину Майдана, организовать митинг. Отличная, казалось бы, мысль. Я и сам бы такой митинг организовал (если бы умел, конечно). И слоган кто-то придумал отличный – «Не забудем, не простим». Я бы и сам под этими словами подписался. Конечно, для такого митинга и другие слоганы были бы неплохи. Например – «Вор должен сидеть в тюрьме». Или «Сколько веревочке ни виться, а конец будет». Или «Свобода лучше несвободы (Президент РФ)». Или что-нибудь про достоинство. Но и «Не забудем, не простим» неплохо. В истории Майдана есть ЧТО не забыть и ЧТО не простить.

Ну, так вот. Бюджеты, как вы понимаете, на такие мероприятия дают немалые. Это же вам не инвалиды-пенсионеры. А бюджеты надо осваивать. Ну, там, транспорт для участников, транспоранты, трибуны, техника всякая… Ну, и, конечно, наглядная агитация. В частности – билборды. Вы, кстати, представляете себе стоимость рекламы на билборде? Не представляете? Ну, поинтересуйтесь. Это сейчас нетрудно. Вот кто-то и решил заставить Москву билбордами «Год Майдану. Не забудем. Не простим. Приходи, если патриот».

Текст отличный. Я бы и сам пришел. Потому что, в самом деле, ну, как патриоту не прийти на годовщину Революции Достоинства? Такие вещи надо помнить. И причины, приведшие к революции, надо помнить. Если ты, конечно, не хочешь жить дураком.

Теперь посмотрим, как этот текст работает. Особенно – его последняя фраза. Какая реакция возникает у нормального человека на приказ «Приходи, если патриот»? Реакция возникает вполне естественная: «А кто ты такой, чтобы мне указывать? А кто ты такой, чтобы судить, патриот я или нет? А ты сам-то – патриот?».

Помните сказку про пастушка, который кричал «Волки! Волки!», когда никаких волков не было? А когда в самом деле напали волки, на его крик никто не прибежал. Что-то похожее происходит с нашими «защитниками отечества», надрывающимися «Отечество в опасности!».

Отечество, и вправду, сегодня в опасности. Только опасность эта исходит не из-за бугра. Источник у сегодняшней опасности внутренний. И три ее источника (а равно – и составные части) очень просты: подлость одних, глупость других и подло-глупость третьих.

Но от этого опасность не делается меньше. От этого она только растет.

 

Александр Зеличенко

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *