Сорок дней после выстрелов

«Бог дал этому человеку личный талант, талант ученого, талант политика, мужской талант и организационный талант. Он всегда боролся не за какие-то должности, а за свои взгляды и идеи». Друзья и соратники вспоминают Бориса Немцова.

Дмитрий Гудков, депутат Госдумы

У меня только позитивные воспоминания о нем. Человек, который, несмотря на постоянное давление, которое на него оказывалось в последнее время, несмотря на тотальную пропаганду, несмотря на все разговоры о том, что он как бы выпал из обоймы, сохранял жизненную энергию и заряжал всех позитивом. Человек, который боролся не за какие-то должности, а за свои взгляды и идеи.

Он был очень спортивным человеком, что мне в нем очень нравилось — я сам любитель спорта. Мы с ним договаривались покататься вместе на виндсерфинге. Я специально научился этому виду спорта для того, чтобы вместе с ним поехать. Собирались поехать этой весной… Я знаком и с его семьей и мне нравится ее энергетика.

До сих пор не могу поверить, что все это произошло. Конечно, это большая потеря. Все эти разговоры про его маленький рейтинг — ерунда, потому что он был главным медиатором в оппозиции. Помимо того, что он был оппозиционером, он понимал логику работы власти и самой системы, потому что сам был в разное время и губернатором, и депутатом. Я всегда понимал его с полуслова. Мы друг друга очень хорошо понимали; ему не нужно было объяснять логику работы Думы, правительства или еще кого-то. Он абсолютно четко понимал все те процессы, которые там происходят. И если кому-то из оппозиции нужно было что-то объяснять, то только не Немцову. Он прекрасно знал, как надо работать эффективно.

При этом он был очень харизматичным, креативным. Человеком, которого многие молодые политические деятели, активисты брали в пример. Помимо всего прочего, он был просто искренним, хорошим, честным человеком. Никогда не обманывал, не боялся сказать правду в лицо, даже если это было жестко. За эту искренность многие его и любили. Хотя иногда казалось, зачем он так резко идет против общественного мнения, ведь можно было помягче. Нет, он был очень прямолинейный.

Андрей Нечаев, бывший министр экономики России, председатель партии «Гражданская инициатива»

Это был очень яркий, очень одаренный человек с настоящей харизмой. Он привлекал к себе внимание в любом обществе, в любой компании. Человек необыкновенной смелости — это проявлялось и в тех докладах, которые он делал, и в том, как он себя вел на многих протестных акциях.

Помню, что когда мы с ним познакомились — это было на заседании Ассоциации губернаторов Поволжья «Большая Волга», — на память о визите он мне подарил маленькую книжечку-альбомчик про хохлому. Дешевенький-дешевенький, но с очень теплой надписью. Сейчас уже, когда ведущий министр приезжает в гости к ведущему губернатору, обычно подарки бывают более весомые.

Принципиально важно для нашего общества и для будущего нашей страны выявить реального заказчика. Четыре человека — (Геннадий) Гудков, (Михаил) Касьянов, (Владимир) Рыжков и я — написали письмо президенту, где предложили создать контактную группу со Следственным комитетом для того, чтобы можно было в пределах тайны следствия информировать общественность о том, как проходит расследование. Чтобы не было никаких сомнений в том, что оно идет объективно.

Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»

Бог дал этому человеку личный талант, талант ученого, талант политика, мужской талант и организационный талант. Я знаком с ним со времен его губернаторства в Нижнем Новгороде и прекрасно помню, как любили его люди. Помню, каким образом Немцов, например, проверял строительство дорог: когда он проверял их гладкость, он ставил на багажник своей волги стакан с водкой и сажал туда строителей. Если водка не расплескивалась, дорога принималась и водка выпивалась. Если расплескивалась — устраивался разнос. Это был смешной, но очень доходчивый метод.

Я много работал на войне в Чечне. В то время Борис Немцов, которого пророчили в преемники, называли чуть ли не будущим президентом России, плюнув на карьеру, плюнув, на то, что нельзя задевать и обижать царя (как тогда называли Бориса Николаевича Ельцина), собрал за несколько дней миллион подписей своих земляков за прекращение войны в Чечне. И все это, привезенное на газелях в Москву, сыграло огромную роль в прекращении кровопролития. Он всегда был человеком крайне определенных взглядов. Точно понимал, что любая война — это провал политиков, которые обязаны отвечать за сбережения народа, выражаясь словами Солженицына. Он тогда на какое-то время попал в опалу, а затем Борис Николаевич Ельцин позвонил ему и сказал: «Ну ладно, раз вы столько подписей собрали, поехали со мной в Чечню, будем мир подписывать».

В моей жизни Борис Ефимович сыграл очень важную роль. Когда была нужна помощь, он никогда в жизни не говорил, что перезвонит завтра. Это качество его отличало от многих людей из демократического лагеря.

По словам соратников политика, спустя 40 дней после его гибели собранные волонтерами подписи граждан в поддержку установки на Большом Москворецком мосту мемориальной таблички или памятного камня вместе с официальным обращением будут переданы в органы власти. Сегодня Бориса Немцова вспоминают на месте его гибели, куда люди приносят цветы и свечи, а в 11.00 в память о политике пройдет минута молчания.

Денис Гольдман

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *