От «дачной амнистии» к аграрной реформе

Это настоящая сенсация: 1 марта в России закончится «дачная амнистия» и начнётся аграрная реформа. Да, именно так: землю решено передать тем, кто её обрабатывает. Причем, законно, по сходной или даже по символической цене.

И отдельные граждане, и юридические лица теперь смогут на законных основаниях требовать от органов власти передачи в частную собственность земельных участков.

Вообще-то, требовать этого граждане могли и раньше. Но раньше их могли в ответ просто послать, поскольку перечня оснований для отказов не было. Теперь это невозможно, есть формализованный список оснований для отказа в выставлении участка на торги и детальная процедура проведения этих торгов.

Сейчас около 7% земель находится в полноценной частной собственности, а 92% по-прежнему распоряжаются государство и муниципальные органы власти. Причём, распоряжаются очень и очень интересно, о чём в СМИ периодически просачиваются удивительные факты. То ушлые муниципалы нарежут на дачные участки Бородинское поле, то правдами и неправдами откажут фермерам в земле, которая всё равно не используется, но приглянулась кому-то из «важных людей» на будущее.

При этом приобрести землю налегальных основаниях либо невозможно (см. выше), либо очень и очень дорого. Что и понятно: если в частной собственности находятся лишь 7% угодий, то земли эти будут почти золотыми…

Оборотной стороной такого порядка стала эпидемия самозахватов земли, бороться с которыми (вот казус-то!) тоже было очень непросто. Массовость самозахватов в 1990-х была такова, что государство в конце концов решило их частично узаконить в рамках «дачной амнистии», которая теперь уже и завершается.

На практике это будет означать, что в сельскохозяйственный оборот введут новые участки земли, которые на законных основаниях могут приобрести и отдельные фермеры, и крупные агрохолдинги. А самих продаваемых земель станет в разы больше.

Разумеется, такая «чистка земель под капитализм» незамеченной не пройдёт. Вполне можно ожидать криков со стороны оппозиции (не только либеральной, но и «красной») о том, что режим распродаёт народное главное достояние – землю.

Что касается либералов, то им можно будет напомнить, как в начале 1990-х «младореформаторы» носились с идеей «земельных ваучеров». Идея эта была даже Ельциным похерена, поскольку он сообразил, что её реализация и в самом деле привела бы к массовой скупке ваучеров «сильными людьми» с последующим образованием полуфеодальных латифундий. Иначе в ту пору просто и быть не могло, поскольку субъектов, способных по-хозяйски распорядится землёй, просто не было.
Теперь такие субъекты (фермеры и агрокомпании) есть. Они готовы расширяться и увеличивать производство… если только земля будет своей.

«Красная» оппозиция наверняка начнёт стенать про «грядущее обезземеливание крестьянства». И тогда ей придется напомнить азы марксизма, которые состоят в том, что крестьянство – это вообще-то класс феодального общества, а современный фермер крестьянином не является. Это сельский капиталист, работающий на рынок и получающий предпринимательскую прибыль. Не без труда, конечно, получающий – ведь доступ к основному средству производства (к земле) у него по-прежнему ограничен.

Но государство, похоже, решило пойти ему навстречу и провести, как в своё время говаривал по очень сходному поводу Ленин, «чистку земель под капитализм». Именно так вождь пролетариата отзывался об аграрной реформе, направленной на разрушение общинного землевладения.
…Ту реформу называли столыпинской. Эту тоже как-нибудь назовут.

Андрей Михайлов

Источник: narpolit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *