Как путинское большинство превратилось в либералов

«Хватит ныть! Надо работать! Сами виноваты – выбрали не ту профессию, нормальных людей выгонять не будут! Кредит в валюте берут только идиоты, им помогать ни в коем случае не надо!» Так теперь говорят ультрапатриоты, готовые бороться с оранжевым зверьком в разговорах, постах в соцсетях и комментариях к ним. Даже губернаторы, отцы народные, и то заявляют: «не надо жаловаться на жизнь». Еще недавно эти люди рассказывали, как власть заботится о бюджетниках и пенсионерах, материнском капитале и стабильности. Спорить с этим было трудно: да, пенсионеры могли купить телевизор, стиральную машину и холодильник, а учителя с врачами доехать таки до Египта, маткапитал позволил многим жителям провинции решить жилищный вопрос. Работа находилась практически каждому – хотя бы и охранником. Было это все? Было. Вот «Лада Приора», пусть даже и кредитная, ее можно потрогать, а права и свободы не потрогаешь, значит, они хуже. Запросы у людей были левые – социальные блага и справедливость, помощь слабым, влияние государства на сильных. Даже недорогие кредиты принимались как помощь власти. В такой системе слово «либерал» выглядело ругательным: он не хочет заботиться о гражданине, понуждает того работать, неспособные найти себя на рынке оказываются на обочине жизни. 

Лишние врачи

Оппозиция надеялась, что экономические трудности катастрофически обрушат рейтинги власти и подогреют социальный протест. Приземленный набор аргументов сторонников такие надежды подогревал. Владимир Путин представлялся персонификацией стабильности: если нет более-менее достойных пенсий и зарплат, то зачем тогда такой президент? Так казалось. Экономические трудности оказались такими, что и присниться не могли. Падение в два раза курса рубля к доллару, соответствующее повышение цен, намеки на дефицит, сокращения в бюджетной сфере. Площади должны заполниться народом: выходили же люди во время монетизации льгот, дороги перекрывали, мэрии окружали. Происходящее выглядит как циничное оскорбление чувств верующих в добрую и заботливую власть. В Москве под сокращение попали врачи, оптимизируемые убыточные больницы, по слухам, хотят превратить в прибыльные гостиницы. Где тут забота о гражданине и человеке? Почему власть не хочет лечить, а хочет зарабатывать? Такие вопросы должны были возникнуть у большинства, но не возникли. Все быстро вспомнили, что медицина у нас не очень, врачи лечат абы как, поэтому в сокращениях нет ничего плохого, – почему мы должны недоучек-медиков содержать. Заявления, как нетрудно увидеть, с либеральным душком: неэффективен? До свидания. Следующими оказались люди, взявшие ипотеку в валюте. Они надеялись на стабильность и верили в курс рубля – были деятельными патриотами, а тут – взлет доллара. Их требования к государству были в чем-то оправданными – не зря же чиновники Центробанка смеялись и одновременно жалели тех, кто покупал американскую валюту сначала за 35 рублей, потом за 40, а потом жалость иссякла. Патриоты публичные ипотечников не поняли: сами виноваты, рисковали, почему мы должны за них платить.

Либерал и патриот

После катастрофического падения курса рубля и повышения цен многие прозрели и стали сомневаться: а туда ли мы идем. «Искандеры», конечно, дело хорошее, но и кушать на что-то надо бы, а гречка подорожала в два раза, как и доллар. В разговорах в транспорте начали проскальзывать пораженческие нотки – крымнаш, но какой ценой? И правительство с президентом о народе мало беспокоятся. Но вместо левого консенсуса – «да, власть обманула ожидания и не справляется», возникает спор. Выясняется, что жалующийся на тяжелую жизнь «ноет» и не хочет потерпеть трудности, которые упали на всю страну разом. Если что у человека не получается, то он сам и виноват: разве выкинут нормального специалиста на улицу. Росту цен тоже находится объяснение: у нас рынок, такие у него особенности, вы же не дефицита хотите? Вполне себе либерально. Правда, когда такого человека называешь либералом, он очень обижается: «как же так? я патриот». Никакого внутреннего конфликта у «новых либералов» не возникает: раз ты чего-то требуешь от власти, значит, ты оппозиция, пятая колонна, не хочешь блага стране, недостоин нашего президента. Раз сейчас трудно, значит, так надо. Результаты соцопросов говорят о том, что трудности людей беспокоят, но власть они в этом обвинять не торопятся, улучшения ситуации не ожидают. «Жила бы страна родная», подавилась бы гейропа и США, и ладно. Главное, не ныть.

Андрей Перцев

Источник: slon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *