В доисторическом черепе нашли неповрежденный человеческий мозг

Археологи обнаружили мозг, который оставался в неприкосновенности более 2,6 тысячи лет. Он сохранился благодаря пребыванию в бескислородной среде глиняной ямы. Ученые обнаружили орган внутри черепа, владельца которого обезглавили на территории современного города Йорк в VI веке до нашей эры, сообщает The Daily Mail.

Череп (вместе с двумя позвонками) извлекли на свет еще в 2009 году, но тогда ученые не заметили в нем ничего особенного. «Но я посмотрела сквозь отверстие в его основании и, к моему удивлению, разглядела светло-желтое пористое вещество», — рассказывает археолог Рейчел Кьюбитт (Rachel Cubitt). Патологоанатомы помогли ученым срезать верхушку черепа, под которой скрывался мозг практически идеальной степени сохранности.

В последующие годы йоркские историки вели изучение останков. Обследование зубов и черепа указало на то, что они принадлежали мужчине. На момент смерти ему было 26-45 лет. Его убили, нанеся сильный удар по шее, после чего череп отрезали острым ножом. О причинах такого жестокого убийства историкам остается только догадываться.

Обычно труп хоронят в земле или оставляют гнить: он разлагается при контакте с водой, кислородом, а также различными бактериями. Если исключить один или несколько этих факторов, тело может избежать разложения. По мнению экспертов, голову человека из Йорка отделили от тела сразу после смерти и положили в яму, вырытую во влажной глинистой почве. Эта среда и дала практически полную изоляцию от кислорода.

Со временем кожа, волосы и ткани лица сгнили, а жиры и белки мозга соединились, образовав крупные молекулы. В результате сам мозг съежился, но сохранил форму и характерные черты.

Фото: York Archaeological Trust