Время рифмует культуру с прокуратурой

Тенденции

Первая и ведущая — театр — снова поле битвы и прибор для измерения температуры по больнице/стране.

Причем за градусник борются все новые персонажи. Уже не одни только хулиганы и казаки — церковные иерархи, чиновники Минкульта, ТВ-коллеги, приобретенные для спецзаданий. Наконец, фээсбэшники.

Это их работа — свежая рифма: «культура» и «прокуратура». Внедренный в реальность таинственный фонд «Искусство без границ» — без опознавательных знаков, имен и отличий от двойника с тем же названием, — судя по всему, очередной проект ФСБ. Именно этот фонд настучал на театральный процесс прокурорам (не то ставят!). И не то чтобы тень невинно убиенного Всеволода Мейерхольда закачалась над центром его имени, куда первым прислали прокурорский запрос, но, согласитесь, необходимость отвечать за афишу в прокуратуре — дежавю. Силовики в истории новой России в репертуарную политику пока не вмешивались. Но, как говорил великий словотворец Виктор Степанович Черномырдин, «никогда такого не было, и вот опять»…

И опять же с визита дамы — хрупкой блондинки из Басманной прокуратуры — началось очередное выселение Театра.doc. Прокурорский помощник с лейтенантом МЧС явились на следующий день после премьеры «Болотного дела». В минувшем сезоне театр уже дважды вышвыривали на улицу: после Патриарших прудов на Разгуляй, а затем — в Малый Казенный переулок, 12.

Идеологи

Эксперты считают, что Министерство культуры никогда еще не достигало нынешнего уровня дилетантизма. Видимо, поэтому из его недр выползают все новые дикие инициативы. С одной стороны, заново процвел старый советский институт предварительной экспертизы/внутренней рецензии; призванный отслеживать неподобающие и в целом «чреватые» тексты. А с другой —  Минкульт публично и добровольно исполняет роль Манефы из бессмертной пьесы Островского: на разные голоса рассказывает нам, что за рекой живут люди с песьими головами, и не бывать тому, чтоб кормить их за казенный счет.

Дебют сезона

Он, несомненно, за первым заместителем Мединского, строителем и мини-олигархом — Владимиром Аристарховым. Он блестяще справляется с ролью штатного мракобеса, приглашенного «мистера Хайда» при «докторе Джекиле», министре культуры. Эту яркую пару хочется экранизировать.

Скандал сезона

Ну что поделаешь — «Тангейзер». Вагнер и не чаял, что его музыку сможет так потеснить низкопробная картинка. Постановщик скандала Тимофей Кулябин в одночасье прославился, как не смог бы и за десять лет режиссерской деятельности. Этот случай, исчерпывающе описанный известным персонажем («Ну и переполох, когда подвох наткнется на подвох»), стал для органов надзора модельным и, к сожалению, будет иметь продолжение.

Горячая точка сезона

Фестиваль «Золотая маска». Треугольник СТД—Минкульт— дирекция фестиваля, как стало ясно в этом году, перестал быть любовным. Повестка дня — развод или реформы — обсуждается в недрах всех трех учреждений. Мотивы, само собой, разные. В СТД — каким бы взволнованным положением дел в искусстве оно ни выглядело —  озабочены по большому счету лишь одним: будет или не будет Александр Калягин переизбран на четвертый срок? В Минкульте, похоже, окрепла решимость внедрять контроль, держать в руках денежные потоки, а главное — поставить на «ЗМ» своего человека. А в «ЗМ» хотят, разумеется, во что бы то ни стало сохранить статус-кво.

Проблема в том, что вне зависимости от субъективных воль, сезонных намерений и личных интересов участников, фестиваль сегодня действительно нуждается в реформе.

Экспертная ступенька, с которой поднимается вся громада «Золотой маски», все шире позиционирующей свой национальный статус, каждый год все очевиднее проседает. Много лет здесь правит бал субъективность. Чем дальше, тем больше, отборщики фестиваля теряют охоту, способность и возможность представлять процесс во всей полноте реальных событий.

Раздувание репутаций одних, задвигание в угол других — один из ведущих трендов «ЗМ», опирающейся на привычный круг критиков, которые усвоили, что так называемый «театр добра» — немасочный формат. Грубые ошибки под видом поиска современных форм повторяются из года в год: не взяли в конкурс предсмертный спектакль Фоменко. Не заметили «Горбунова и Горчакова» Евгения Каменьковича. Не рассматривали событийный «Тихий Дон» Григория Козлова. Так же, как роли Марины Неёловой, Чулпан Хаматовой, Александра Збруева, Антона Шагина. У «ЗМ» есть любимчики и аутсайдеры — и к искусству это никакого отношения не имеет.

Один из двух учредителей фестиваля — Минкульт — выступает в сезоне с атакующих позиций (хотя бюджетные миллионы на будущий год перечислил). СТД, скрепя сердце, вынужден сбросить летаргию и принять вызов. Комиссия по реформе «ЗМ» создана. И хотя не все, в нее заочно включенные, согласны участвовать в мокром деле, осенью их предложения будут предъявлены публике.

Технология театрального PR

Простая цепочка: я делаю тебе репутацию, ты даeшь мне работу — действует давно и безотказно. На балансе, как выяснилось, отчетливо неаккуратного в финансах «Гоголь-центра» числилось несколько регулярно славящих его критических глоток. Формированием позитивного имиджа Андрея Могучего занят специальный человек за специальные деньги. Можете вообразить, чтобы кто-нибудь занимался позитивным имиджем Товстоногова, Эфроса, Додина?.. К Театру Наций, теперь самому благополучному в финансовом отношении, — очередь из критиков, желающих «засвидетельствовать». Стало принято и не стыдно одной рукой строчить протестные посты в ФБ, а другой — нажимать кнопки банкомата, получая зарплату на базе президентских грантов. Аромат безграничной толерантности к собственным нуждам окутал критический цех.

Печалька сезона

Очень трудно стало отличить и отделить личную подлость от государственной и цеховой. По линии частных итогов сильно огорчает то, что у критиков отбирают их профессию. Без оглядки на контекст, цензуру, поиски крамолы, жадное внимание запретителей уже невозможно оценивать сценические процессы. Какие бы оценки ни высказал, что бы ни проанализировал, невольно становишься на сторону карательного администрирования, делаешься доносителем (поневоле).

Быть соловьем или критиком Латунским? Оба варианта хуже.

Вектор движения

Сезон был рекордным по количеству скандалов во всех сферах. Но главное направление времени — откат в советское прошлое. История повторяется пародийно, и здесь, действительно, много гротеска и пародий. Самая убедительная — пародия на культуру.

Новое

В этом году в Москве появился новый «Электротеатр Станиславский». Борис Юхананов открыл не только новое здание, но и новый формат: синтетический театр, включающий дискуссии, мастер-классы и лекции на фоне замечательно устроенного пространства.

Новую сцену на Сретенке получил Миндаугас Карбаускис. Новую сцену строит Театр имени Вахтангова.

Но главное — было много хороших спектаклей.

На мой взгляд, события сцены связаны с Иваном Поповски, Еленой Греминой, Сергеем Женовачем, Юрием Бутусовым, Алексеем Бородиным, Дмитрием Крымовым, Львом Додиным, Валерием Фокиным. Все они, так или иначе, были заняты «театром добра». Адепты «театра зла» тоже старались изо всех сил.

В основе всех этих спектаклей, в их затакте — все тот же старый спор о человеке. Плох он или хорош, кто он и зачем он. Жестокое животное или в его природе присутствует и божественное начало. Есть надежда или пора закапывать?… Словом, вечный конфликт идеализма и материализма, в нынешнем, не всегда добросовестном критическом изводе подающийся как конфликт старых и новых форм.

Постскриптум

Уж сколько раз Москве обещали возвращение Анатолия Васильева. Но нет, не будет этого. Столичный департамент культуры горазд на странные назначения, а новатору-патриарху места за столько лет так и не нашел. Васильев подписал контракт с парижским «Одеоном» и начинает осенью…

Марина Токарева

Источник: novayagazeta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *