Митрополит просит прокуратуру запретить оперу Вагнера

Новосибирский митрополит Тихон добивается от прокуратуры запрета местной постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», как «нарушающей права верующих».

Прокуратура оставила без внимания «пожелание» функционера РПЦ, ранее прославившегося борьбой с выставкой Пикассо и гастролями зарубежных рок-групп в Новосибирске. На молчание прокуратуры митрополит разразился гневной речью с угрозами того, что местные православные ультрас могут последовать примеру французских исламистов, физически истребивших редакцию «Шарли». Между тем «Тангейзер» в постановке Новосибирского государственного театра оперы и балета получил статус «Оперы года», а директор театра признан «персоной года» по версии газеты «Музыкальное обозрение». Премия «События и персоны года» с 1995 года является единственной в стране профессиональной премией в области академической музыки.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру и региональное заксобрание по поводу оперы «Тангейзер», «нарушающую права верующих», но не получил ответа. Государство, считает он, не обращает внимание на нарушение законодательства, поэтому происходит «дестабилизация в обществе»., приводит «Тайга.инфо» слова регионального главы РПЦ.

Заявляя о желании, чтобы надзорные органы поспособствовали запрету новой постановки новосибирского оперного театра, митрополит Тихон не постеснялся угроз. Он намекнул, что если госорганы не станут прислушиваться к мнению представителей ценркви о явлениях культуры, то реакция местной православной общественности может быть схожа с реакцией французских арабов-исламистов. «Культуру остановить невозможно, она развивается со всем обществом. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. И церковная общественность все время говорит о соблюдении прав верующих. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции. И церковная общественность в первую очередь обращается в правоохранительные органы, законодательную, администрацию города и области и, к сожалению, не находит ответа», заявил митрополит.

«По поводу вот этих новых всяких постановок я написал письма и губернатору, и в законодательное собрание, и прокурору, но ответов не получил, хотя прошло уже около месяца. Я там говорю только о соблюдении законодательства», заявил Тихон, имея в виду свое обращение в прокуратуру на оперу НГАТОиБ «Тангейзер», в которой «не по назначению» используется символика церкви.

«Когда мы проводим дискуссии по этим темам и говорим, что не соблюдаются права верующих, как правило, меньше всех говорят прокуроры, которые обязаны соблюдать законодательство России. Они отмалчиваются, уходят от ответа, и поэтому эти возмущения, это настроения в обществе получаются», — объявил митрополит.

В прокуратуре Новосибирской области уточнили, что жалоба митрополита Тихона была подана в январе. По закону она может быть рассмотрена в течение месяца

Постановка «Тангейзер» Новосибирского государственного театра оперы и балета стала «Оперой года» в России по версии газеты «Музыкальное обозрение», а директор театра Борис Мездрич признан «Персоной года».

«Премьера оперы… позволяет говорить о новом качественном состоянии труппы НГАТОиБ, необычайном рывке в музыкальной интерпретации и об открытии нового имени в оперной режиссуре. Молодой режиссёр Тимофей Кулябин, максимально трансформируя сюжет, смог при этом сохранить суть вагнеровской драмы, сделав её доступной и понятной для публики… Это спектакль о творческих границах художника, об его ответственности и соблазнах, о критике и собратьях по цеху. В конце концов, о грехе и искуплении ценою жизни» — цитирует «Сиб.фм». решение жюри премии.

Жюри также отметило «необычность постановки, подкреплённую продуманной, рафинированной и при этом эмоциональной и психологически сильной музыкальной интерпретацией дирижёра Айнарса Рубикиса».

«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (1845) — опера Рихарда Вагнера по мотивам немецких средневековых легенд о певце, познавшем любовь богини Венеры, но вернувшемся из ее царства к людям. Его рассуждения об опыте чувственных наслаждений вызывают гнев общества и превращают его в изгоя, а потом — и в раскаявшегося грешника, которого спасают молитвы добродетельной девицы Елизаветы.

Митрополит Тихон, заявляя о том, что региональные госорганы «отмалчиваются, уходят от ответа» и не реагируют на обращения РПЦ, мягко говоря, лукавит. Воцерковленная «общественность» Новосибирска и РПЦ в последние годы демонстрируют удивительную общность интересов и взаимопонимание с местными властями. Новосибирск для РПЦ и советов по «общественной нравственности» стал чем-то вроде полигона, где представители духовенства и воцерковленная публика отрабатывает механизмы религиозной цензуры и давления на светские власти.

Местные церковные деятели ославились, например, попыткой запретить экспозицию из 105 эротических литографий Пабло Пикассо. Скандал возглавили религиозные кураторы региона в компании с городскими властями. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон на встрече с мэром города Владимиром Городецким солгал, что выставка гравюр Пабло Пикассо «Искушение», открытая для просмотра через дорогу от мэрии в здании государственного краеведческого музея, «была запрещена во всем мире». И выразительно сетовал, «что этого (т.е. запрета) не случилось в Сибири».

«Нарастающий вал безнравственности, бездуховности, безразличия к проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания — все это способно разрушить как жизнь отдельного человека, так и всю страну» — разразился несколько лет назад воззванием Союз православных женщин Новосибирской области — по поводу демонстрации графики Пикассо.

Прошлым летом «православные ультрас» сорвали концерт в Новосибирске польской группы Behemoth. Новосибирский архиепископ Тихон порадовался за «воцерковленную молодежь», хоть и пожурил «ультрас» за драку с охранниками мероприятия, призвав их к «терпимости». А также предложил министерству молодежной политики приглашать «музыкальных сатанистов» на разговоры по душам: «Приглашать их на беседы… не в полицию, а в министерство культуры». Зато РПЦ приняла деятельное участие в отмене концерта Мэрилин Мэнсона. Православный «актив» из «Народного собора» и общественный совет при министерстве культуры Новосибирской области заявили, что Мэнсон и его музыканты могут организовать в Новосибирске «майдан». Воцерковленные «общественники» угрожали местным властям тем, что концерт американской группы приведет к столкновениям православного «актива» и посетителей концерта. Эту почти неприкрытую угрозу надзорные органы и чиновники проигнорировали и предпочли прислушаться к мнению «общественников».

Бывший почти бессменный мэр Новосибирска, а ныне губернатор НСО Владимир Городецкий на публику сделал вид, что светские власти региона независимы от мнения властей церковных. Он заметил, что общественная кампания является давлением на светские власти со стороны церкви: «чтобы все мероприятия, происходящие в городе, согласовывали с церковью… Это перебор». Но на деле патриарх региональной политики сделал все для того, чтобы выступление не состоялось. Концерт Мэнсона был перенесен, но график международной звезды оказался столь плотным, что перенос означал, что в другой день концерт в Новосибирске не может состояться. Симбиоз светских и церковных властей НСО в очередной раз одержал победу.

Попытка запрета оперы Вагнера, выставки литографий Пикассо, отмена одних рок-концертов и атака подшефными ультрас других при попустительстве правоохранителей, митинги в центре города за изменение основ конституционного строя в России, введение православной цензуры и запрет абортов — схожие попытки контроля культурной (и в целом, светской) жизни религиозными институтами в России можно наблюдать только в мусульманских регионах, таких как Чечня. Зато новосибирские православные и светские власти сошлись во вкусах относительно шансона. Два года назад местные чиновники и члены регионального отделения «Единой России» решили отметить сороковой день убийства криминального «авторитета» Деда Хасана», организовав в его честь фестиваль шансона «Крутое пике звезд шансона над сибирской тайгой». При этом, формально съезд «звезд» блатного романса был посвящен столетию со дня рождения трижды героя Советского Союза аса Покрышкина.

Алексей Усов

Источник: newdaynews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *