«Душа шпиона» в руках «самого главного разведчика»

Новый кинофильм режиссера Владимира Бортко, повествующий о тяжёлой работе нашего разведчика за границей, может в лучших отечественных традициях лечь «на полку». Уже год он не выходит на экраны. Режиссёр объясняет это словом «цензура». И чинят её, по словам Владимира Бортко, его партнёры и сопродюсеры – Никита Михалков и телеканал «Россия», которые считают, что образ русского разведчика вышел у режиссёра идеологически неправильным.

Фильм «Душа шпиона» снят по знаменитому на закате СССР роману «Жизнь и приключения Алекса Уилки, шпиона» (второе название – «И ад следовал за ним»). Автор литературной основы – бывший советский разведчик Михаил Любимов. Сам он служил в советской резидентуре в Лондоне с 1959 года по 1965-й, потом с 1967 по 1969 год – в Дании, вернувшись в СССР, координировал работу коллег в Великобритании, а уйдя в отставку, стал писать шпионские детективы. Роман, о котором идёт речь, – частично автобиография. Он был опубликован в 1990 году в журнале «Огонёк» и принёс автору подлинную славу. И вот теперь это произведение легло в основу кинокартины, причём сам Михаил Любимов значится одним из авторов сценария.

– Фильм снят точно по сценарию, утверждённому тремя продюсерами – нашей «Студией 2-Б-2 интертейнмент», телеканалом «Россия» и компанией «Трите» Никиты Михалкова, – рассказывает режиссёр и продюсер Владимир Бортко. – Точно по сценарию! Состоялся предпремьерный показ в Госдуме – и он закончился аплодисментами. На показ в Министерстве культуры министр позвал персонажей, которые, мягко говоря, имеют отношение к этой теме. Я имею в виду работников невидимого фронта. И они приняли картину тоже под аплодисменты!

Добавим, что в картине собран блестящий актёрский ансамбль: Армен Джигарханян, Андрей Чернышов, Даниил Спиваковский, Малкольм МакДауэлл, Сандрин Боннэр, Фёдор Бондарчук, Ольга Дроздова и другие. Картина снималась в двух странах – России и Великобритании. На двух языках – русском и английском. В съёмки вложено 10 миллионов долларов.

– Из них 7 миллионов – это государственные деньги, их дал Фонд поддержки кинематографа, – говорит Бортко. – Ещё 2 миллиона вложило телевидение – и это тоже государственные деньги, народные. И миллион – это частные вложения.

И вот, продолжает режиссёр, уже год «происходят совершенно непонятные вещи».

– Фильм не выходит, – разводит он руками. – Я молчал об этом год, не хотел выносить сор из избы. Но фильма просто не существует. Его нет. Хотя он – есть.

По словам Владимира Бортко, двое из трёх продюсеров, а именно – студия Никиты Михалкова и ВГТРК, вдруг не захотели принимать картину. И даже убрали свои логотипы из титров. А без участия двух сопродюсеров третий не может выпустить фильм в прокат. Даже если этот третий – депутат парламента от фракции КПРФ, зампред думского комитета по культуре и вообще – сам Владимир Бортко. Уже год, говорит, он пишет письма партнёрам с просьбой договориться о судьбе картины, а те просто не отвечают.

– Официальная версия – фильм так плох, что он, как мне говорят, «не соответствует вашему уровню, Владимир Владимирович», – передаёт Бортко недовольство партнёров. – Это говорят, скажем так, представители телевидения. Неплохо, да? Это цензура в чистом виде. Цензура, которой у нас якобы не существует! И уже год всё это продолжается. Ровно год! Если фильм действительно так плох, так пусть это скажет зритель!

В основе фильма действительно, повторим, лежит автобиографический роман самого настоящего советского разведчика. Бортко позволил себе только одно ключевое изменение: он перенёс действие из 60-х годов XX века в наши дни. События разворачиваются летом 2013 года. Возможно, это и вызвало претензии со стороны студии Никиты Михалкова и государственного телеканала.

– Мне сказали, что этот фильм – разрушение образа разведчика, сложившегося в восприятии нашего зрителя! – негодует Бортко. – Да, это действительно совсем не похоже на «Подвиг разведчика». Это, можно сказать, «производственная драма»: кто такой разведчик, что это за человек, что это такое – профессия разведчика. Убийства, кражи, подкуп – это всё тоже его профессия. Конечно, в фильме добро торжествует. Но, как мне кажется, из-за того, о чём я вам только что сказал, уже год ничего не движется к тому, чтобы фильм вышел на экраны. Хотя уж проверяли его со всех сторон. Его смотрели многие руководители государства – и никакой крамолы не нашли. Но вот они не нашли, а партнёры мне говорят: «Вдруг не понравится нашему самому главному разведчику?».

Помимо полнометражного кинофильма, режиссёр сделал вариант для телевидения – 4-серийный сериал. Причём, как он говорит, это была адаптированная версия – специально для обеспокоенных партнёров из ВГТРК. Но их и этот вариант, говорит Бортко, привёл в ужас.

Решением проблемы, по мнению режиссёра, теперь может стать только суд с партнёрами-сопродюсерами. Между тем ему советовали и другой путь: показать кино «самому главному разведчику», дескать, если он похвалит – дело пойдёт.

– Такой совет был, – подтверждает Бортко. – Не скажу, от кого. Но это же смешно! Чтобы «самый главный разведчик» бросил все дела, с нашим кризисом, с Украиной, сел бы смотреть кино. Они с ума сошли! То есть он, конечно, может и посмотреть, но это – не его обязанность.

В истории отечественного кинематографа бывали случаи, когда судьбу кино решал как раз «самый главный», хоть и не обязательно разведчик. Фильм «Белое солнце пустыни» был снят в 1969 году и навсегда положен на полку в 1-м отделе Госкино как идеологически невыдержанный. Дальше, согласно легенде, его случайно, вместо другой ленты, привезли на дачу к Брежневу. А генсек очень любил вестерны. После просмотра он позвонил главе Госкомитета по кинематографии и радостно похвалил «Белое солнце». Вскоре фильм вышел на экраны. Похожие истории рассказывают об «Иронии судьбы» и о «Карнавальной ночи», тоже ставших потом культовыми. Бывало, правда, и по-другому. Сталину очень не понравилась 2 серия «Ивана Грозного», и она пролежала на полке больше 10 лет – до 1958 года.

Ирина Тумакова

Источник: fontanka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *