«Сырьевая модель экономики России себя исчерпала»

Лекция бывшего председателя Центробанка России Сергея Дубинина о проблемах и задачах российской экономики.

В международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась лекция председателя Центрального банка России (1995-1998 годы), доктора экономических наук, заведующего кафедрой «Финансы и кредит» экономического факультета МГУ Сергея Дубинина на тему «Современная финансово-кредитная система России». «Лента.ру» публикует основные тезисы его выступления. Россия и финансовая глобализация

Национальная финансовая система — основа развития любой экономики. Сегодня в большинстве стран мира она стала составной частью глобальной финансовой архитектуры. Теперь сама сущность современной глобализации заключается в том, что стандарты совершения сделок и движения денежных потоков максимально унифицированы. Этот процесс происходил в течение последних четырех десятилетий. За основу были приняты американские рыночные стандарты как наиболее отработанные и эффективные. Это стимулировало быстрое развитие международных финансовых центров, что, в свою очередь, резко повысило скорость осуществления всех денежных операций. Поэтому, когда футурологи предсказывают создание глобального информационного общества, надо понимать, что в сфере финансов оно уже существует в течение последних двадцати лет. Этому способствовало появление интернета и глобальных систем обработки денежных потоков, например SWIFT и EuroClear.

Россия подключалась к этим механизмам глобального рынка постепенно, начиная с 1990-х годов. Основным ее торговым и финансовым партнером давно стал Европейский союз. Сейчас наша страна представляет собой типичный пример восточноевропейской экономики развивающегося рынка, пережившей переход от планового хозяйства (с поправкой на территорию, демографию и природные ресурсы). При этом в 1990-е годы Россия сделала осмысленный и сознательный выбор в пользу именно открытой экономики. Рубль сначала стал частично конвертируемым, а затем, в 2006 году, полностью конвертируемым.

Сергей Дубинин Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

Вхождение России в глобальную финансовую систему осуществлялось не только технически, через подключение к мировым финансовым системам обработки денежных потоков, но и в процессе заключения международных соглашений, например об избежании двойного налогообложения, об обмене соответствующей информацией. Кстати, сфера действия информационных соглашений постоянно расширяется, и при сохранении такой тенденции к 2017 году из повседневного обихода, возможно, исчезнет само понятие банковской тайны. Это позволит мировой финансовой системе стать более прозрачной и динамичной, а также оградит ее от проявлений криминала, особенно в отношении спонсирования международного терроризма.

В рамках глобального рынка постоянно возникают новые инновационные виды финансовых инструментов. За последние полтора десятилетия появилась и активно расширяется система производных финансовых инструментов (деривативов), функционирующих на базе традиционных. То есть сейчас можно собрать пул кредитов, оформленных как дериватив, и в таком виде выставить его на рынок. Этот процесс получил название секьюритизация (от англ. Securities — «ценные бумаги») кредита.

Банки банков

Основным регулятором финансово-кредитной системы в большинстве стран мира являются центральные банки. Они изначально возникали как государственные, и перед ними в основном ставились две задачи — покрытие убытков государства (чаще всего связанных с расходами на ведение войн) и концентрация финансовых ресурсов для стимулирования экономического развития страны. Но все это было в прошлом. Современные центральные банки постепенно трансформировались: от одного экономического кризиса к другому их функции, права и роль в экономике постоянно менялись. Они остались институтом государства, но обрели определенную независимость от него.

Главное предназначение центральных банков в нынешней экономической системе — выполнять функцию «главных банков» и по мере необходимости кредитовать остальные банки. Другая их важная роль — выпуск национальной валюты и регулирование денежного обращения. Центробанки также начали выполнять надзорные функции по отношению к другим кредитным учреждениям. В современной России это проявляется особенно отчетливо. Здесь Центробанк превратился в настоящий мегарегулятор, который координирует не только банковскую систему страны, но и все финансовые рынки, а также все их институты, включая негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и фондовые биржи.


 Здание Центрального банка России Фото: Максим Змеев / Reuters Русский дирижизм — управление финансами вручную

В странах, где государство в экономике играет более активную роль, теоретически должна быть и более высокая роль бюджетных расходов. Не совсем так в нынешней России. Тут роль государства во многом реализуется не через финансы и бюджетные функции, а через административные, контролирующие и регламентирующие действия всевозможных надзорных органов. К тому же в последние годы в нашей стране сложился крупный блок государственных корпораций, которые также оказывают специфическое воздействие на экономику. Сейчас в России, конечно, существует рыночная экономика, но с гипертрофированной ролью государства. Это своего рода вариант российского дирижизма, который по-русски просто называется ручным управлением.

Тем не менее сейчас Россия очень разумно пытается удержаться в рамках сбалансированного бюджета, не допуская сколь-нибудь серьезного его дефицита. Нынешние власти помнят уроки 1990-х, когда для сведения бюджета приходилось прибегать к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), что предсказуемо спровоцировало дефолт 1998 года. Поэтому нынешний кризис, как и кризис 2008-2009 годов, уже не привел к подобным тяжелым последствиям. И хотя в бюджетных планах на 2015 год предусмотрен дефицит федерального бюджета, пока он остается в разумных пределах. Скорее всего, он будет покрываться в основном за счет средств Фонда национального благосостояния, Резервного фонда и государственных ценных бумаг, размещенных на мировых рынках.


 Вход в отделение «Банка—Т», у которого Центробанк отозвал лицензию Фото: Артем Житенев / РИА Новости

Но если в расходах нашего государства в целом можно усмотреть позитив, то в области бюджетных доходов мы наблюдаем явный негатив. Специфика нынешней российской экономики состоит в том, что около половины доходов федерального бюджета приносят налоги и сборы, связанные с добычей и экспортом газа и нефти. То есть «ненефтегазовый» дефицит бюджета составляет примерно его половину. Если доходы федерального бюджета — это около 20-22 процентов ВВП, то 10 процентов ВВП приходится на платежи от углеводородных ресурсов. Очевидно, что российская экономика в основном производит на экспорт только сырье, за счет чего и формируется значительная часть ее доходов. Такая модель давно себя исчерпала и не позволяет в дальнейшем обеспечивать сколь-нибудь приемлемый экономический рост.

Если говорить о конкурентоспособности финансовой системы, то она во многом характеризуется реальным движением денег. Если экономика притягивает к себе мощные финансовые потоки, это положительный знак; если капиталы из страны больше выводятся, чем ввозятся, то, соответственно, наоборот. В России норма сбережения (вклады в банках) сейчас составляет 30-35 процентов ВВП (примерно на уровне Китая). Однако норма накопления (то есть доля инвестиций) в Китае оценивается в 40-45 процентов ВВП, тогда как у нас — всего 20 процентов ВВП. Получается, что разница в 10-15 процентов ВВП выводится из российской экономики. Часть из них, правда, возвращается под видом иностранных инвестиций, в основном из Нидерландов и Кипра.

Банки и инфляция

Современная банковская система России в нынешнем ее виде возникла в начале 1990-х годов. Но, как и вся финансовая система страны, она не обладает достаточным потенциалом и глубиной, чтобы заменить для российской экономики западные инвестиции. Масштабы отечественной банковской системы на сегодняшний день очень скромны — весь объем ее капитала сопоставим с Bank of America.

После кризиса 2008-2009 годов банковская система России несколько замедлила свой рост. До этого стремительно развивалось кредитование как корпоративного сектора, так и физических лиц (для них в 2006-2008 годах объем кредитов рос на 50 процентов ежегодно). Сейчас аналогичный показатель для физических лиц за один год вырос менее чем на 11 процентов.


    Продовольственный рынок в Абакане (Хакасия), октябрь 2008 года Фото: Александр Колбасов / ТАСС

Текущее состояние отечественной банковской системы можно охарактеризовать двумя факторами. Происходит процесс накопления плохих долгов, который пока удается держать под контролем. После прихода в Центробанк его нынешнего председателя Эльвиры Набиуллиной резко увеличилось количество кредитных учреждений, лишенных лицензии. Если раньше они отзывались в среднем у 20 банков за год, то за последние два года — у 120 банков.

Другая особенность нашей банковской системы — высокая концентрация банковских капиталов. Доля 200 ведущих российских банков составляет около 90 процентов всех активов. Поэтому в России на одного банковского служащего приходится примерно вдвое меньше активов, чем у его европейского коллеги. Это свидетельствует о том, что производительность труда отечественных банкиров в целом очень низкая.

Главными врагами российской банковской системы, как и экономики в целом, являются инфляция и ее прямая противоположность — дефляция. При высокой инфляции из-за невозможности просчитать прибыль трудно надеяться на какие-либо серьезные инвестиции. Инфляция всегда тормозит экономический рост, если к тому же учесть низкую производительность труда в России. Дефляция (снижение цен на товары) тоже способна оттолкнуть потенциальных инвесторов из-за риска попасть в ловушку ликвидности (когда деньги опасно как хранить, так и вкладывать в производство — прим. «Ленты.ру»). С этой бедой столкнулись, например, США в 1920-е годы, что привело страну к тяжелейшей Великой депрессии.

Для современной России актуальнее, конечно, проблема инфляции. Причем только монетарными средствами ее решить невозможно. Сжатие денежной массы — необходимое, но недостаточное условие для борьбы с ростом цен. При монополизированной и непрозрачной экономике, когда участники рынка имеют массу возможностей осуществить картельный сговор (от цен на бензин на автозаправочных станциях до тарифов на мобильную связь), добиться снижения инфляции очень сложно.

Российская экономика сегодня и завтра

Экономический рост в России замедлился еще в 2013 году, а в 2014-м на этом неблагоприятном фоне произошли внешнеполитические осложнения. Введение санкций и контрсанкций с одновременным падением нефтяных цен и последующим обвалом курса рубля повергли экономику страны в шоковое состояние. Крупнейшие российские банки и госкорпорации лишились возможности перекредитования на западных финансовых рынках. Обвал рынка цен на нефть стало вполне предсказуемым явлением. Никакого заговора тут нет. Понятно, что когда весь мир экономит на энергозатратах, то при отсутствии экономичного роста цена на них рано или поздно упадет. Российский рубль в последние годы был явно переоценен, поэтому его девальвация тоже была неизбежна.

Тем не менее власти в этой непростой ситуации в целом повели себя правильно и адекватно. Был осуществлен переход к плавающему курсу рубля, повышена ключевая процентная ставка. В этих действиях были свои плюсы и минусы, но в целом принятие этих мер позволило стабилизировать ситуацию. Недавно ставка опять была снижена до 14 процентов. Вряд ли стоило с этим торопиться, поскольку этот уровень ниже текущих показателей инфляции. Получается, что сейчас деньги раздаются с отрицательной процентной ставкой, что как раз поощряет инфляцию, а не сдерживает ее.


 Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

Поведение населения и других участников рынка в нынешний кризис тоже можно оценить как вполне адекватное. Люди уже старались не занимать в иностранной валюте, но в нее пытались перевести сбережения. Центральному банку и правительству в декабре-январе удалось остановить массовое изъятие вкладов населения с депозитных счетов и предотвратить панику.

Слабо верится, что Россию действительно отключат от SWIFT. В этом случае будет затруднено осуществление расчетов не только для российских банков и предприятий, но и для их западных контрагентов. Да и пример Ирана показал, что страна вполне может длительное время существовать без этой системы, хотя и со значительными потерями для своей экономики.

Основной задачей экономической политики России сейчас остается преодоление кризисных явлений. Но, помимо этого, нужно задуматься о необходимости возобновления экономического роста. Главной проблемой становится возврат доверия к нашей стране и привлечение в нее долгосрочных инвестиций. Кроме того, настала пора наконец-то осуществить давно назревшие структурные реформы в экономике, избавившись при этом от экспортной сырьевой зависимости.

 

Андрей Мозжухин

Источник: lenta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *