РЖД полностью отменяет электрички в части регионов

РЖД полностью в 2015 году отменит пригородные электропоезда в Вологодской и Псковской областях. Всего по стране отменяется 300 электричек в 39 регионах. Уже прекратили курсировать больше ста поездов. В транспортной монополии вину за это возложили на региональные власти, которые отказываются компенсировать РЖД стоимость проезда. Главы регионов указывают РЖД на завышенные требования: «дочки» РЖД требуют от регионов 500-1000% компенсации стоимости проезда. Также регионалы говорят о непрозрачности экономики РЖД. Ранее налоговая уже выставляла монополии иски за двойную оплату услуг. Правительство полностью устранилось от этой проблемы с 2010 года (по другой версии, еще с 2001 г.), когда была разработана нынешняя схема обеспечения экономики пригородного сообщения.

В этом году экономический кризис для жителей многих российских поселков усугубится тем, что они окажутся полностью отрезанными от «большой земли». В двух областях РЖД полностью отменяет движение электропоездов – в Вологодской и Псковской. В еще 37 регионах будет отменено 300 пригородных поездов. По иронии судьбы, больше всего пострадают жители тех поселков, которые в советское время строились специально для обеспечения работы железной дороги. Ко многим таким населенным пунктам не подведены другие пути сообщения, кроме ж/д.

Жители забайкальского села Харагун, куда электричка ходить перестала с 1 января, уже пригрозили перекрытием путей на Транссибирской магистрали: каждое утро из села более 80 человек выезжают на работу и учебу. В Вологодской области 10 декабря прошел митинг против отмены электрички. Новый запланирован на 15 февраля, сообщает РБК daily. Критиковать собираются в первую очередь РЖД, которая должна нести социальные обязательства. «Нам звонили ветеранская организация из Череповца, люди возмущены и собираются приехать целым автобусом в Вологду и проводить пикеты и митинги в своих поселках», – говорит депутат регионального заксобрания Евгений Доможиров. «Жители поселка у станции Семигородняя полностью отрезаны, не могут добраться до своих рабочих мест, они готовы перекрыть дорогу, хотя правительство их успокаивает», – объяснил депутат заксобрания от КПРФ Николай Журавин.​ В Воронежской области полностью отрезанным от железнодорожного сообщения оказался город Алексеевка.

Ситуация усугубится к концу апреля, когда к тем, кто выезжает из отдаленных населенных пунктов на работу, добавятся массы горожан-дачников. Особенно в условиях, когда с центральных телеканалов регулярно раздаются советы пережидать кризис за счет собственных огородов.

В планах РЖД – полная отмена пригородных поездов. Это результат как незавершенной и недореализованной правительством реформы отрасли, так и непрозрачной экономики монополии, позволяющей шантажировать региональные власти и получать двойной доход от одного вида деятельности (по версии губернаторов и налоговой).

Отмена электропоездов проводится монополией постепенно: в 2012-2013 годах было отменено 310 поездов, за январь 2014 года было отменено еще 144 электропоезда. И даже свежевведенные к сочинской Олимпиаде «Ласточки» были уполовинены в последующие после конца международных соревнований полгода.

Начало этим процессам было положено еще в 2001 году: тогда было создано 25 совместных предприятий ОАО «РЖД» и субъектов Федерации. РЖД предоставила этим компаниям (по сути, «дочкам» РЖД) в аренду подвижной состав.

Одним из первых «звонков» стала кампания 2005 года по монетизации льгот, вызвавшая массовые протесты пенсионеров по всей стране. Одним из инициаторов этой кампании стала РЖД, указывавшая на «излишнюю убыточность» бесплатного проезда для льготников.

С 2010 года РЖД начала массово закрывать маршруты под предлогом их убыточности. В 2011 году правительство и руководство монополии отменили перекрестное субсидирование пригородного сообщения за счет госбюджета и грузовых перевозок. С тех пор обеспечивать финансирование пригородных поездов обязаны регионы: формировать заказ, устанавливать цены и компенсировать убытки пригородным пассажирским компаниям (ППК).

Компенсацию ППК регионы должны выплачивать из собственных доходов, но стоимость своих услуг «дочки» РЖД рассчитывают самостоятельно, представляя региональным властям только итоговые суммы. Именно этот момент стал поводом для конфликтов регионалов с РЖД и поводом для стремительного сокращения количества пригородных поездов.

Региональные власти указывают на непрозрачность экономики РЖД и связанную с этим завышенность требований монополии и ее дочерних предприятий. ППК требуют от региональных властей компенсацию в 500-1000% стоимости билета. «Покупаю билет от Читы до Карымской – 240 рублей сидячий вагон. Беру их расчет на возмещение затрат из бюджета края – 1400 рублей», – возмущается глава Забайкалья Константин Ильковский. В споре властей Краснодарского края с РЖД при цене билета в 112 рублей перевозчики указывали «реальную стоимость» билета в 1200 рублей.

С подобными заявлениями постоянно выступают губернаторы Воронежской области Алексей Гордеев и Белгородской Евгений Савченко. «В РЖД все, к сожалению, свелось к зарабатыванию денег, а я всегда считал, что это важнейшая социальная отрасль», – объявлял губернатор Гордеев.

Общие суммы финансовых претензий РЖД по пригородному сообщению превышают годовой бюджет некоторых региональных центров. В 2014 году монополия выставила регионам «счет» почти на 15 миллиардов рублей. Регионы перечислили около 8,7 миллиардов. С властей Вологодской области пригородная пассажирская компания требовала 240 миллионов рублей, но регион признал за собой только 22 миллиона руб. долга. В этом году здесь пригородное сообщение будет полностью остановлено. Белгородской области железнодорожники выставили счет в 244 миллиона рублей.

По подсчетам РЖД, в 2015 году монополия потребует около 24 миллиардов рублей компенсации, а регионы предусмотрели на эти цели только 7,9 миллиардов рублей. Вологодский губернатор Олег Кувшинников указывает, что большая часть средств, которые получают «дочки РЖД» от региональных властей, идет на оплату аренды подвижного состава у материнской компании. «Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80-85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», – сказал Кувшинников. По его словам, концепция пригородного транспортного обслуживания РЖД «противоречит интересам и регионов, и населения». Кроме того, существует столь же запутанная схема, по которой ППК – «дочки РЖД» платят самой РЖД за пользование путями, при этом деньги на эти же цели РЖД получает от государства. По данным 2014 года общие «затраты» ППК за пользование путями составили 32 миллиарда рублей. Из них сами ППК выплатили «материнской компании» лишь 1% ( по данным самой РЖД), остальное должен был выплатить федеральный бюджет.

Газета «Ведомости» ранее напоминала, что точку зрения губернаторов разделяли и в налоговой службе, расценив запутанную схему финансирования пригородного сообщения как двойную оплату услуг РЖД. По этому поводу многие ППК в прошлом не раз получали иски от налоговиков.

Правительство от решения проблемы с пригородным сообщение полностью самоустранилось. Сначала не была завершена реформа отрасли. Так и не была составлена безубыточная модель пассажирских перевозок. Причем это касается не только железнодорожного, но и авиасообщения – примером тому декабрьский кризис в авиаотрасли, когда оказались на грани ликвидации крупнейшие авиакомпании «Трансаэро» и «ЮТэйр». История закончилась вновь с помощью «ручного управления» и государственного субсидирования.

Относительно РЖД в 2014 году, после трех лет постепенной отмены электропоездов в регионах, правительство разрешило монополии не оказывать услуги в долг. В том числе, в социально значимых сферах, таких как пригородное сообщение. «Еще в четвертом квартале 2013 года мы предупредили регионы, что подвижной состав и услуги локомотивных бригад будут предоставлены только на объем, который они оплатят» – обрадовались в РЖД.

Кроме того, с начала 2014 года правительство начало постепенное уменьшать субсидирование из федерального бюджета инфраструктурной части тарифа перевозчика. То есть, урезать субсидии за пользование путями. В 2014 году РЖД получила из бюджета 24,4 миллиарда рублей вместо запрошенных 32 млрд. В 2015 получит лишь 5,9 млрд, а в 2016 году субсидирование будет полностью отменено.

Результат этих решений правительства и монополии не заставил себя ждать еще год назад: жители псковской деревни Должицы трижды за январь 2014 года блокировали движение поездов по местной железной дороге – у них нет автомобильного сообщения, а единственный поезд был отменен. В Псковской области местные жители остановили служебный поезд, чтобы доставить в больницу женщину с сердечным приступом, так как другого транспорта в округе не было. Всего за 2014 годы было отменено несколько сотен пригородных поездов по всей стране: по полусотне только в Ростовской области и в Краснодарском крае – в том числе в постолимпийском Сочи.

В пострадавших от бюджетных споров регионах проходили акции протеста. Жители, депутаты региональных собраний и депутаты Госдумы составляли жалобы в ФАС, писали обращения к правительству и президенту. Но протесты не были замечены СМИ и чиновниками: их затмили сочинская Олимпиада и украинские события. А реплики и обращения депутатов обернулись лишь пиаром. Например, на этой теме много очков набрал президентский ОНФ, члены которого посоветовали РЖД вместо сокращения электричек урезать финансирование двух своих хоккейных клубов (около 11 миллиардов рублей за два года). Реакцией правительства на все обращения было лишь туманное обещание главы Минтранса Максима Соколова, данное в апреле прошлого года, – «проверить, удалось ли регионам договорится с «дочками» РЖД». Реакцией РЖД – дальнейшее сокращение пригородных маршрутов и поездов. Парламентское большинство – депутаты фракции Единая Россия – отклонили различные проекты постановлений, обращений и других актов, предложенных их коллегами по проблеме отмены электричек. «Единороссы» назвали ситуацию спором хозяйствующих субъектов, которая не стоит их вмешательства.

Как ни странно, но наиболее внятный ответ на сложившуюся ситуацию предложили в самой монополии. ОАО «РЖД» 31 декабря 2014 года выпустило пресс-релиз, в котором анонсировало принятие правительственного закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Этот закон будет устанавливать понятную систему взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетное обеспечение при осуществлении как пригородных, так и дальних перевозок, пообещали в компании. Подробности акта, который может стать одним из финальных в до сих пор незавершенной транспортной реформе, пока не сообщались.

Алексей Усов

Источник: newdaynews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *