Марио Драги: какое будущее ждет еврозону

Валютный союз стал возможен только благодаря значительной политической интеграции между странами Евросоюза

Существует распространенное заблуждение, что еврозона – это валютный союз без политического подтекста. Но это представление всего лишь отражает глубокое непонимание того, что на самом деле означает термин «валютный союз». Такой союз стал возможен только благодаря значительной политической интеграции между странами Евросоюза, а единая валюта лишь углубила эту интеграцию.

Европейский валютный союз оказался крепче, чем полагали многие, именно за счет того, что противники союза недооценили его политический аспект. Они недооценили связи между его участниками, объем затраченных ими усилий и их готовность объединиться для решения общих проблем тогда, когда это было необходимо более всего.

В то же время, очевидно, что наш валютный союз до сих пор несовершенен. Именно к такому заключению пришли два года назад «четыре президента» (президент Совета Европы, а также президенты Еврокомиссии, Европейского Центробанка и Еврогруппы). И хотя в некоторых сферах нам удалось добиться значительного прогресса, в других нас ждет еще много работы.

Но что означает «сделать валютный союз завершенным»? В первую очередь — создать условия, при которых участие в союзе гарантировало бы странам большее благополучие, чем неучастие.

Европейский валютный союз оказался крепче, чем полагали многие, именно за счет того, что противники союза недооценили его политический аспект

Выражаясь политическими терминами, сплоченность поддерживается за счет прочной общей идентичности, но также и благодаря постоянным финансовым отчислениям из богатых регионов в более бедные, что позволяет уровнять общую ситуацию. В еврозоне такие односторонние переводы между странами не предусмотрены (де-факто переводы есть, но суммы ограничены, а главная цель финансовой помощи – помочь отстающим странам набрать темп и догнать лидеров). Нам нужен другой подход, чтобы выгоды, которое государство получает от нахождения в еврозоне, были постоянными.

Это предполагает две ключевые вещи. Во-первых, условия для того, чтобы каждая страна имела возможность развиваться самостоятельно. Все участники должны иметь возможность пользоваться преимуществами свободной конкуренции внутри единого рынка, привлекать капитал и создавать рабочие места. Всем нужно быть достаточно гибкими, чтобы своевременно реагировать на непродолжительные экономические шоки. Для этого нужны структурные реформы, которые поощряют конкуренцию, убирают ненужные ограничения и делают рынок труда более адаптивным.

До сих пор государства сами решали, проводить такие реформы или нет. Но в союзе, подобном нашему, это явно общий интерес всех его участников. Чтобы расти, странам еврозоны нужно полагаться друг на друга. Более того, если недостаток структурных реформ приведет к постоянному разрыву внутри валютного союза (одна из стран будет стабильно отставать от других), это создаст членам повод для выхода, от которого в результате пострадают все.

Чтобы еврозона была стабильной и благополучной, нужно, чтобы все ее члены были экономически успешными. Это серьезный повод для того, чтобы пожертвовать частичкой суверенитета в данном вопросе: такая уступка позволит построить мощный экономический союз. Это куда больше, чем просто изменение существующих процедур. Это общее управление, переход от координации действий к совместному принятию решений, от правил к институциям.

Второй момент, связанный с отсутствием фискальных переводов – то, что государствам приходится тратить значительные средства на механизмы противостояния общим экономическим шокам. Даже более гибким экономикам это дается непросто. Поэтому разделение рисков необходимо, чтобы рецессии не наносили странам непоправимого ущерба.

Кроме того, мы не должны забывать о жизненно важной роли, которую в валютном союзе играет общая фискальная политика. Единая монетарная политика, цель которой – стабильность цен в еврозоне, не может реагировать на проблемы, которые касаются всего одной страны или региона. Итак, чтобы избежать длительных локальных кризисов, необходимо сделать так, чтобы фискальная политика каждого государства была в состоянии стабилизировать положение самостоятельно.

Чтобы государственные стабилизаторы нормально функционировали, правительства должны иметь возможность получать кредиты под вменяемый процент в трудные времена. Для этого необходима мощная фискальная сеть. Впрочем, опыт предыдущих кризисов показывает, что даже она не гарантирует абсолютной защиты.

Это еще одна причина, по которой мы нуждаемся в экономическом союзе: рынки не реагировали бы так остро на краткосрочные дефициты, если бы были уверены, что у них есть гарантированный потенциал роста. Экономический союз может гарантировать, что страна выйдет из кризиса, путем принуждения национальных правительств к проведению структурных реформ.

Разумеется, экономическое сближение стран не может быть всего лишь основным требованием ко вступающим в валютный союз, или же правилом, которому следуют время от времени. Это должно быть незыблемым, постоянным правилом. Именно поэтому, чтобы сделать валютный союз завершенным, нам придется углубить и свои политические связи.

Источник: nvua.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *