К выборам 2018 года всё станет хорошо

Российское правительство готовится реализовать новый комплекс антикризисных мер. Среди них — поднятие цен на лекарства на 30%, программа тотального импортозамещения для «Аэрофлота», помощь моногородам через специальный фонд. Восстановления экономики в правительстве ожидают к 2018 году. Эксперты говорят, что чиновники слишком оптимистичны в своих оценках ситуации.

Итог 2014 года: цены на недорогие лекарства в ближайшее время правительство может поднять на треть. Доля импорта в розничной торговле за год сократилась менее чем на 5%. Зато вдвое вырос отток частного капитала за рубеж. В планах правительства — строить самолеты из отечественных деталей.

В распоряжении Znak.com оказались ответы Минэкономразвития на предложения депутатов Госдумы, ранее подготовленные к «правительственному часу», а также ответ Центробанка на протокольное поручение Госдумы от комитета по финансовому рынку с вопросами об оттоке капитала из России за последний год. В ответах чиновниках описан ряд антикризисных нововведений, которые планируется реализовать в ближайшее время. А еще дается характеристика происходящему в некоторых сферах российской экономики.

Госрегулирование цен

Минздравом при помощи Минэкономразвития подготовлен проект постановления, который ожидает внесения в правительство, предусматривающий разовый рост цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов стоимостью до 500 рублей. Проект предполагает разовую индексацию цен на лекарства стоимостью до 50 рублей на 30% и на 11%,4% (размер инфляции в 2014 году) на лекарства из перечня стоимостью от 50 до 500 рублей. В документе объясняется, что это делается для стабилизации цен на такие лекарства и для того, чтобы их производство оставалось рентабельным ввиду подорожания оборудования, сырья и повышения стоимости импортных лекарственных препаратов.

При этом госрегулирования цен на продукты не будет даже в ситуации их запредельного подорожания. В тексте документа говорится, что, хотя 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» позволяет зафиксировать предельные розничные цены на ряд социально значимых продовольственных товаров в случае их подорожания более чем на 30% в течение 30 дней (а во второй половине 2014 года в ряде регионов рост цен на гречневую крупу и куриные яйца превысил эти показатели), к таким мерам прибегать не планируется.

«Ограничение розничных цен в отдельных регионах с большой долей вероятности будет стимулировать оптовых поставщиков к перераспределению поставок и, как результат, дефициту товаров. После окончания периода госрегулирования такая мера может привести к еще большему росту цен на товар, в связи с потребностью как оптовых, так и розничных компаний восполнить недополученную в период регулирования прибыль», — говорится в документе.

Отток капитала, падение ВВП

Отток капитала в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом в два раза, гласят документы Минэкономразвития и Центробанка.

«Чистый вывоз капитала частным сектором в 2014 году по сравнению с 2013 годом, по оценке, увеличился с 61,0 до 151,5 млрд долларов США. Увеличение оттока капитала в 2014 году происходило, в частности, на фоне практически прекратившегося привлечения внешнего финансирования частным сектором, что стало последствием введения санкций в отношении российских компаний», — говорится в документе от Центробанка. Эти же данные приводятся в документах от Минэкономразвития. Прирост остатков наличной валюты в условиях колебания курса рубля достиг в 2014 году исторического максимума в 33,9 млрд долларов США.

Вывоз капитала банками еще больше: если в 2013 году он составлял 7,5 млрд долларов США, то в 2014 году исчислялся уже 49,8 млрд долларов США.

Банк России рассчитывает на стабилизацию курса валюты, что сократит спрос на наличные доллары и евро.

Согласно документам Минэкономразвития, в 2015 году произошло сокращение инвестиций в основной капитал в ВВП на 19,1%. Объем прямых иностранных инвестиций сократился в 2014 году на 67,8% и составил 22,7 млрд долларов США по сравнению с 70,6 млдр долларов США в 2013 году.

Согласно ожиданиям этого ведомства, ВВП в 2015 году сократится на 3%, промышленное производство — на 1,6%, инфляция планируется на уровне 12,2% при условии цены на нефть 50 долларов США за баррель и курса доллара США к рублю 61,5. Минэкономразвития рассчитывает, что в 2016 году рост экономики возобновится, а к 2018 году она окончательно придет в себя.

По оценке Минэкономразвития, снижение ключевой ставки возможно в третьем квартале. При текущих параметрах бюджета пополнен резервного фонда в 2015 году не представляется возможным, считают в Минэкономразвития.

Импортозамещение

Целый ряд госкомпаний в ближайшие годы обязан будет заниматься импортозамещением, гласят документы Минэкономразвития.

Так, там говорится, что ведомство внесло в правительство проект директив представителям государства в ОАО, где доля госучастия составляет более 50%. Там будут разработаны долгосрочные программы развития, предусматривающие постепенный полный отказ от использования иностранного оборудования, составляющих и комплектующих. Это коснется компаний, перечисленных в распоряжении правительства от 23 января 2003 года 91-р. К ним относятся «Аэрофлот», «Алроса», «Транснефтепродукт», «Транснефть», «Газпром», аэропорт «Шереметьево», «КамАЗ», «Роснефть», РАО ЕЭС, «Сухой», «Алмаз-Антей», «Туполев», «Иркутскэнерго», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Мурманское пароходство, аэропорт «Внуково», аэропорт «Кольцово» и другие.

В сельскохозяйственной сфере с импортозамещением дела пока обстоят слабо: несколько месяцев контрсанкций так и не дали мощного импульса развитию российского фермерства.

В первом квартиле 2014 года (до санкций) доля импорта в розничной торговле составляла 43% , а в 2 и 3 кварталах — 41%. По сравнению с 2013 годом в 2014 году в России производство скота и птицы на убой выросло всего на 4,1% а сбор картофеля и овощей — на 3% и 2,3%.

«Полное импортозамещение в настоящее время в России невозможно, так как доля корпоративного сектора в производстве овощей в 2014 году составила лишь 30% (остальное вырастили фермеры)», — считает Минэкономразвития.

Минэкономразвития предлагает при необходимости прибегнуть к пересмотру тарифных обязательств ВТО, этот вопрос находится в стадии рассмотрения в правительстве, гласит документ. При этом отмечается, что такого рода пересмотр тарифов потребует переговоров с партнерами по ВТО по снижению для них ряда таможенных пошлин в эквивалентном объеме.

Моногорода

В странной ситуации оказались моногорода. Из документов Минэкономразвития можно отследить судьбу одной несбывшейся федеральной целевой программы.

Еще в 2013 году Минрегион должен был разработать федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие малых городов России до 2020 года». Это поручение было дано ведомству 14 марта 2013 года. Уже 20 марта Минрегион предоставил предварительный план концепции на рассмотрение в Минэкономразвития, получил от ведомства замечания 3 апреля, однако доработанный проект обратно в Минэкономразвития так и не поступил. Далее стало известно, что на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 1 июля эта ФЦП была исключена из планов распределения бюджета на 2015 год, и с тех пор про нее не вспоминали, а осенью 2014 года Минрегион вообще ликвидировали.

Поддержкой моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением все же будут заниматься, согласно июльскому постановлению правительства. Для того, чтобы получить господдержку в первую очередь, в моногороде должны быть не менее двух из следующих признаков: банкротство или прекращение деятельности градообразующего предприятия, наличие информации о предстоящем высвобождении сотрудников более чем на 10%, неблагоприятная конъюнктура профильной отрасли, превышение среднероссийского уровня безработицы в муниципалитете более чем в два раза, неблагополучная оценка жителями социально-экономической ситуации. Помогать будет некоммерческая организация «Фонд развития моногородов», созданная в 2014 году, через которую пойдут субсидии.

«Прогноз слишком оптимистичный»

Эксперты Znak.Com считают прогнозы Минэкономразвития слишком оптимистичными.

«Трехпроцентное падение ВВП — это слишком оптимистичный прогноз, консенсус рынка — 4-5%. Импортозамещение так или иначе произойдет — импорт сократится серьезно. Наиболее информативными являются не рассуждения МЭР, а проекты бюджета Минфина. Минфин говорит, что расходы будут сокращены в номинальных рублях на 2% по сравнению с действующим бюджетом, разработанным в июле. С учетом роста инфляции это означает сокращение примерно на 8%», — считает известный экономист Сергей Гуриев. Гуриев отмечает, что однократное тридцатипроцентное повышение цен поможет сдержать дальнейший рост цен на лекарства, но отмечает, что цены на них диктуются импортом, а курс рубля упал на 40%. Он говорит, что «лучший» инструмент импортозамещения — это дешевый рубль, потому что снижение курса рубля на 40% будет означать примерно то же, что рост тарифов ВТО на 40%.

С возможными протестами будут бороться цензурой и пропагандой, «ведь протестовать во время войны — национал-предательство», отмечает Гуриев.

Профессор НИУ-ВШЭ Константин Сонин отмечает, что прогнозы Минэкономразвития на 2015 год реальны, и для экономики они выглядят плохо. Что касается импортозамещения, равно как и повышения тарифов ВТО, — это лишь субсидирование владельцев местного производства за счет потребителей, отмечает экономист. «100% импорта компенсировать невозможно. Если когда и была польза от импортозамещения, то это когда в годы субсидирования отрасль генерировала что-то для других отраслей», — считает Сонин.

Экс-глава МЕНАТЕПа Платон Лебедев некоторое время назад на закрытой встрече с журналистами сказал, что ранее много читал о планах модернизировать российскую экономику, однако сейчас, по его оценкам, эта задача более не стоит на повестке дня.

«По ощущениям, основные ориентиры руководства страны другие, не связанные с экономикой: доказать и внутри России, и вовне значимость политики, которую проводит руководство страны. При этом глобальные экономические вызовы, перед которыми оказалась Россия, не обсуждаются. Более того, переговоры о вступлении в ВТО, например, длились много лет. Но мы занимались переговорами, а не экономикой, не решали задачу стать членом ВТО не на бумаге. До юридического оформления документов не было создано баз, чтобы наша экономика вписалась в стандартные правила ВТО. Проблема России в том, что на бумаге пишут одно, а среда другая», — отметил Лебедев, говоря о российской экономике.

Екатерина Винокурова

Источник: znak.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *