Бизнес визионерство, что это?

Современный мир может похвастаться беспрецедентными за всю историю человечества скоростями. Речь идет не только и не столько о перемещении в пространстве, тем более что в этой области особого прогресса за последние 15-20 лет почти не наблюдается, сколько о развитии технологий. Скорость и частота появления нового в этой сфере нарастает с каждым годом и чуть ли не удваивается – по аналогии с законом Мура ­– каждые 5 лет[1].

Что все это означает? Безусловно, количественный и качественный рост информации приведет к еще большей специализации в любой профессиональной сфере и одновременной утрате феномена энциклопедических знаний. Даже не обращаясь к вопросу о положительном или отрицательном характере таких изменений, очевидно, что такая ситуация напрямую влияет на характер работы любого связанного с технологиями бизнеса.

Компании, с одной стороны, по мере возникновения новых специализаций должны будут нанимать все большее количество профессионалов-аналитиков, чтобы оставаться «в тренде». Однако с увеличением числа аналитиков связи между ними будет поддерживать все сложнее, все сложнее будет создавать интегральное заключение на основании их отчетов. С другой стороны, такая ситуация требует наличия профессионала обладающего широчайшим кругозором и глубоким знанием каждого из бизнес направлений, которыми занимается компания, а также обладающего четким видением того, как и куда компания должна двигаться в будущем. Этот профессионал должен обладать базовыми компетенциями каждого из ключевых менеджеров компании (Chief Executive Officer (CEO), Chief Financial Officer (CFO), Chief Information Officer (CIO), Chief Technology Officer (CTO)) и одновременно обладать ясным видением путей развития бизнеса.  Именно он обладает ключевыми навыками для определения стратегии и плана развития корпорации.

Для Западных корпораций наличие такого рода специалиста сегодня уже не считается чем-то принципиально новым. Например, в известнейшей IT-компания Cisco Systems работает Дейв Эванс (Dave Evans), который еще в 2011 году выделил 10 наиболее перспективных трендов развития IT[2]. В больших корпорациях появляются новые менеджерские должности: Chief Visionary Officer (CVO). Их история начинается еще в 1990-х годах и связана с именами Эйнара Стефферуда (разработчик почтового протокола MIME, стандартов безопасности онлайновых платежных систем) и Тима Робертса (Tim Roberts), создателя компании Broadband Investment Group. В Российских компаниях таких должностей, да и просто упоминаний о таких профессионалах пока нет или ничтожно мало.

Одно из затруднений – это название: таких людей называют визионерами или футурологами. Обе термина для русского языка имеют устоявшиеся и закрепленные значения, причем оба навскидку никак не связаны с бизнесом и оба же имеют скорее негативные коннотации.

Тем не менее, очевидно, что глобальные тенденции глобального IT бизнеса необходимо учитывать и в России, и начать нужно хотя бы с термина, чтобы подобные профессионалы у нас в стране не воспринимались как шарлатаны или впадающие в транс не стабильные личности[3]. Примечательно, что в современном русском языке уже появилось, но еще не закрепилось еще одно значение понятию «визионер»: «Аналитик и стратег, способный предвидеть будущее развитие рынка или повлиять на него»[4]. В связи с чем предлагается использовать термин «бизнес визионерство» как одновременно указывающий на связь с бизнесом и указывающий на особое, внутренне, сущностное понимание его механизмов.

Реальность визионерства или Особенности российских реалий.

Стремительно меняющийся мир требует от всех сфер жизни меняться вслед за ним или исчезнуть. От этого почти закона современной жизни не может скрыться ни одна сфера деятельности, ни один общественный институт. Бизнес в данном случае совсем не исключение, однако в разговор об этой сфере неизбежно вольется дополнительная тема: неравномерность запросов и ожиданий в разных странах.

Примером такой неравномерности может служить недавно вышедший материал «Бизнес визионерство, что это?». Сам по себе материал, как это очевидно из названия, затрагивает достаточно распространенную на Западе концепцию. Распространенную настолько, что в её исполнение большие транснациональные компании открывают новые рабочие места для бизнес-«мыслителей».

Тем не менее, с существованием подобной должности в российской контексте могут возникнуть немалые сложности. К сожалению, масштабный российский бизнес не очень обращает внимание на такие инициативы. Более того, для нашей страны вполне возможна ситуация, когда рабочее место будет создано, но никто не будет и обращаться, ни слушать такого специалиста как раз по причине того, что он «мечтатель». По большому счету, можно с достаточно большой долей уверенности говорить, что наёмные специалисты такого типа в современной российской модели ведения бизнеса вряд ли приживутся.

Основных причин здесь две. Во-первых, такой человек должен обладать огромным числом профессиональных навыков, которых должно хватать на целую группу топ-менеджеров. Здесь и аналитическое мышление, и владение математическим анализом, и навыки по выработке стратегии, и креативность… мало кто согласится нанять на работу такого специалиста, хотя бы исходя из вопросов стоимости. С другой стороны, именно по этой причине описанный профессионал вполне вероятно не согласится быть наёмным рабочим, поскольку он должен будет играть в компании ключевую (подчеркиваю, не одну из, а именно ключевую роль).

В наших условиях такому профессионалу по большому счету только одна дорога – это иметь свой собственный бизнес и заниматься инвестиционными проектами. Именно в инвестиционном бизнесе все перечисленные качества оказываются задействованными, хотя и их будет не совсем достаточно.

Бизнес-визионеру в инвестициях понадобится еще два редких, но абсолютно необходимых качества: интуиция и четкое видение будущего. Здесь, конечно, не имеется ввиду мистическое или религиозное «видение». Речь идет строго о бизнесе, в котором есть внутренние закономерности,  и визионер просто обязан безошибочно их идентифицировать. Каким еще образом можно браться за проект с отдачей в 20-25 лет, если четко не представлять, что через четверть века он все еще будет актуален, и в чем конкретно он будет актуален?

Парадокс в том, что на первый взгляд описанный идеальный специалист поход на сказочного героя в том смысле, что таковых в природе не бывает. Тем не менее, история бизнеса время от времени выводит на первый план таких специалистов, однако – это уже совсем другая история.

[1] http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/012012c.html

[2] http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2011/100411.html, или см. более современное видео: http://youtu.be/bVNJfUOBzJE

[3] Понятие «футуролог» в современном русском языке имеет прямое негативное значение: человек, занимающийся беспочвенными предсказаниями будущего. Что касается термина «визионер», то словарь Даля дает следующее определение: «Человек, страдающий галлюцинациями, которые при мистической настроенности нередко истолковываются, как способность видеть сверхъестественные явления».

[4] http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80

 

grnews

Источник: newsland.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *